Глазами Любви: простая жизнь, возвышенное мышление (текст + видео)

Глазами Любви Таралакши

По просьбе Вайшнава Праны публикую текстовый вариант одноимённой лекции.  Само видео с лекции — в конце статьи.

З.Ы. Под катом оооочень многабукаф smile)

З.Ы.Ы. Все цитаты выделены жирным шрифтом, санскрит – курсивом. Моя болтовня – обычным шрифтом ;-)

З.Ы.Ы.Ы. Видео-вариант можно найти сообщением ниже, здесь или же здесь.

Итак, понеслась.

Стих из БГ, по которому и была прочитана лекция:

18.66

сарва-дхарманпаритьяджья

мам экам шаранам враджа

ахам-твам сарва-папебхьо

мокшайишьями ма шучах

Оставь все другие религии и вручи себя Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих греховных поступков. Не страшись ничего.

КОММЕНТАРИЙ: Господь описал различные виды знания и процессов религии – знание Высшего Брахмана, Параматмы, знание о различных социальных группах и укладах общественной жизни, знание о жизни в отречении, знание об отрешенности, владении чувствами и умом, медитации и многом другом. Он описал множество различных видов религии. Теперь, подводя итог содержанию «Бхагават-Гиты», Господь говорит, что Арджуна должен отказаться от всех объяснённых ему способов и просто вручить себя Кришне – так он избавится от всех последствий своих поступков ибо Сам Господь обещает оберегать его.

В восьмой главе говорится, что только тот, кто полностью освободился от последствий своих греховных поступков, может обратиться к поклонению Господу Кришне. Таким образом, можно подумать, что, не будучи свободным от всех греховных последствий, человек не может вступить на путь преданного служения. Чтобы рассеять подобные сомнения, здесь говорится, что даже если человек не освободился от всех греховных последствий, преданное служение Господу Шри Кришне очистит его само по себе. Нет необходимости в напряжённых усилиях, чтобы освободиться от греховных последствий. Нужно без колебаний принять Кришну как высшего спасителя всех живых существ. С верой и любовью следует вручить себя Ему.

На пути веры и любви необходимо всего лишь принять те религиозные принципы, которые в конечном итоге приведут к преданному служению Господу. Можно продолжать профессиональную деятельность согласно своему социальному положению. Однако впустую трудится тот, кто, исполняя свои обязанности, не приходит к осознанию Кришны. Следует избегать всего, что не ведёт к совершенству сознания Кришны. Нужно быть уверенным в том, что при всех обстоятельствах Кришна защитит от всех трудностей. Совсем не нужно думать о том, как поддержать свою душу в теле. Кришна позаботится об этом. Нужно всегда считать себя беспомощным и видеть в Кришне единственную основу своего прогресса в жизни. Как только человек всерьёз отдаётся преданному служению Господу, в полном сознании Кришны, он сразу же освобождается от всей скверны материальной природы. Существуют различные пути религии и различные способы очищения, основанные на развитии знания, медитации в системе мистической йоги и т.п., но тот, кто вручил себя Кришне, может обойтись без этих многочисленных методов. Всего лишь предавшись Кришне, можно избежать излишней траты времени. Таким образом, можно сразу добиться всех положительных результатов и освободиться от всех последствий греховных поступков. Очень важны здесь слова мА шучах – «не бойся, не сомневайся, не тревожься». У человека может возникнуть чувство растерянности перед необходимостью отказаться от всех видов религии и просто вручить себя Кришне. Однако это беспокойство излишне.

Почему именно этот стих я приурочила к этой лекции? Это тот самый стих, который чаще всего цитируют. Но, тем не менее, истинное значение его проходит мимо ушей. Ибо этот стих опошлили, он стал потоковым и потерял свой сакральный смысл от частого использования. Все с ним соглашаются, с важным видом что-то вещают с вьясасаны, разбирают чуть ли не каждое слово, но, как только его процитировали, сразу ставят рубеж: это всё хорошо, но нам на нашем уровне пока следует придерживаться садхана-бхакти, мы ещё не готовы к полному преданию. Это всё хорошо, конечно, правильно, мы к этому стремимся. Но мы ж с вами в материальном мире, в материальных телах, не будем обольщаться и разевать роток на такие возвышенные вещи. Т.е. один человек, сидящий на вьясасане, может решать на каком уровне находятся все остальные. Но я всё же хочу дать этому спонтанному пути право на существование, уже в этой жизни, уже здесь и сейчас, в жизни каждого из вас. Поэтому пользуясь возможностью свободного выбора стиха, я вкрай обнаглела и замахнулась на святое – на 18.66 – на то, что принято считать квинтэссенцией всей Бхагават-Гиты.

Обычно под всеми религиями подразумевается исключительно религиозные обряды и практики, всякие ягьи, медитации и прочее. Как обычно толкуется этот стих? Говорится, что всё это не надо, достаточно только повторять «Харе Кришна» и читать книги Шрилы Прабхупады. Однако, по сути, повторение «Харе Кришна» в том смысле, который вкладывают в него религиозные представители, является таким же обрядом: когда количество кругов строго лимитировано, если джапа возведена в ранг ежедневных обязаловок, которые иногда совершаются через усилие. Причём это усилие совершается опять же не в радость. О какой любви тогда может идти речь? Любовь не насилует! Ради любви тоже иногда приходится совершать усилия, хорошо – не всегда легко. Но эти усилия незаметны, их и усилиями тяжело назвать. А вот эти уже обязаловки, которые совсем не приносят радости, происходят по принципу «стерпится/слюбится» — вот появится вкус, всё будет хорошо, мы будем в каких-то экстазах там летать и т.д. Но! Это уже является каким-то ритуалом. Пусть он считается выше, чем все остальные (самая возвышенная практика), тем не менее, это практика, ритуал, исполнение которого строго регламентировано. Т.е. повторение мантры – религия.

Вообще, что же такое религия? По словам Шрилы Прабхупады, религия означает йато бхактир адхокшайе (ШБ 1.2.6, перевод: Такое занятие, с помощью которого люди могут прийти к любовному преданному служению трансцендентному Господу) – практикуя это, становишься преданным Господа. Это религия, первоклассная религия. (09.01.1974 г, лекция по ШБ). Т.е. сама по себе религия не является преданным служением Господу, хотя и помогает достичь его.

В комментарии к сегодняшнему стиху говорится: на пути веры и любви необходимо всего лишь принять те религиозные принципы, которые в конечном итоге приведут к преданному служению Господу. Т.е. религиозные принципы как таковые преданным служением не являются. Это просто способ направить свою деятельность на служение, задать правильный вектор. На определённом этапе в определённой ситуации определённому человеку они нужны. Они нужны не всем и подходят не всем. Когда человек привыкает жить в режиме пылесоса, который только поглощает, ничего не давая взамен, ему нужно учиться отдавать: своё время, внимание, физический комфорт. Ему необходимо выработать правильные привычки, чтобы вырваться из другого рабства – реклама и телевидение, ГМО-продукты, я не говорю уж про мясо, и другие зависимости. Ему необходимо научиться самому вырабатывать ресурсы и самому попадать в «здесь и сейчас» без дополнительных допингов внешних, он учиться использовать свой внутренний безграничный ресурс. Аскезы помогают почувствовать, что этот ресурс вообще есть в каждом из нас.

Но! Здесь очень важно не заиграться и не попасть автоматически в другую крайность, в другое рабство. Внешне гораздо более возвышенное и потому гораздо менее заметное. Я думаю, уже все поняли, что я говорю, про религиозное рабство. Ибо религия – такой же самый наркотик.

Не знаю, заметили ли вы или нет, но среди религиозных людей огромный процент бывших алкоголиков и наркоманов. Это говорит не о том, как они очистились, а том, что вот как они раньше убегали от реальности, так они и продолжают бегать. Просто теперь они бегают по-другому. Людям внушается, что они должны медитировать на Божество, Голоку Вриндавану, Кришна-лилы… Замена понятий! Но суть одна!

Мне нравится читать об играх Кришны либо других форм. У меня от этих рассказов возникает глубокое тёплое чувство, ощущение родного и любимого. В них ничего плохого нет, как таковых. Но проблема возникает тогда, когда эти истории начинают заслонять реальную жизнь. Ибо их предназначение – через слушание научить человека видеть лилы в повседневных ситуациях, помочь увидеть божественность в своей жизни, не отрекаться от неё в целом и от какого-либо её аспекта. Как это происходит?

Несколько месяцев назад я разговаривала со своей подругой, она сказала: «Ты знаешь, Шримад Бхагаватам, он везде, вот просто каждая ситуация – и я могу её найти в ШБ». Кстати, вот хочу отметить, как она читала ШБ. Она читала стиха за стихом, без комментариев. Т.е. в её голове была картинка в целом. А нам как говорят? Все книги ШП, одну за одной, подробненько. Стих прочитал, комментарий – помедитировал и т.д. Нет цельности. А так у человека сложился ясный образ, который чётко спроецировался на реальную жизнь. Человек проживает что-либо, у него всплывает в памяти история из «Шримад-Бхагаватам», идентичная проживаемому им в настоящий момент, хоть и с другими декорациями. И он видит связь! Он видит Господа! Уже здесь и сейчас! В своей собственной жизни! Он понимает, что он непосредственный участник этих божественных лил, что Кришна с НИМ играет! «Источник вечного наслаждения», «Бхагаватам», «Махабхарата», Пураны – пример, наглядное пособие для практического применения. Но уж никак не для ухода от реальности и медитации на то, что было очень давно. Это всё равно, что медитировать на своё детство или на детство своих родителей. Это жизнь прошлым.

Ещё в период моего активного следования садхана-бхакти мне попалась лекция Девамриты махараджа «Према-нетра: глазами любви». Если не ошибаюсь, это Бхакти-сангама от 2005 или 2006 года, что-то такое. Эта лекция перевернула моё сознание. Махарадж в своём семинаре опирался на историю Девахути, Кардама Муни и Господа Капиладева. Не смотря на то, что он говорил вроде бы о лилах Господа, он эти лилы проецировал на реальную жизнь каждого сидящего в зале. Весь его семинар сводился к тому, что мы должны смотреть на жизнь глазами Бога, глазами любви. На вот эту вот ужасную материальную жизнь, не отрекаться от неё… а любить. Как Господь любит. Я очень рекомендую этот семинар. Вот это конкретное практическое применение вот этих вот историй!

Указание медитировать на Кришна-лилы в том виде, в котором это нам преподносится, – отвлекающий манёвр. Вместо того, чтобы видеть картину в целом, всю эту обстановку мировую, что вообще происходит на планете Земля, человек «медитирует» на то, что не находится в настоящем моменте. Таким образом, его зомбируют и под его носом творятся реально страшные вещи, а он этого не замечает. Он сидит, впадает в прелесть, чётки перебирает. И это именуют благостью. Разве это благость? Или святость? Разве святым, любым, любого течения, хоть когда-нибудь было наплевать на страдания живых существ? Они закрывали глаза и уходили в мнимые отречения?

У меня одна матаджи как-то спросила: «Что там у Вайшнава Праны, получше лекции стали? Он хоть стал о Кришне говорить?» Понимаете, да? Человек только и делает, что Господа славит в каждой лекции, в любом Его виде – ангелы, демоны, друзья, враги, любовь, ненависть… занимается реальным проецированием вот этих вот историй… Но нет, ей нужны гопи, пастушки и коровки. Вот об этом надо разговаривать.

Вот, кстати, предвкушаю комментарии, которые могут возникнуть впоследствии, и которые уже были, на счёт того, что то, что я говорю, это исключительно женский подход и женская практика, это лекция только для матаджи. Ну, типа мужикам нужны аскезы, философия, мужики там все такие супер-йоги… А женщина просто для этого не предназначена, ей только детей рожать..

Прошлая лекция действительно была более спонтанной. Во-первых, был другой формат. Во-вторых, у нас очень мало времени было на подготовку, Марьяна приехала в 12 часов ночи в среду, и мы сели готовится. Пока понаходили стихи, пока пытались распечатать материалы, принтер меня вообще очень любит. Он даже моё резюме распечатывал так, что посреди моего лица была полоса. Т.е. у меня с ним особые отношения, всё это заняло очень много времени. Мы легли спать. На следующий день у нас тоже было часа два-три. Поэтому всё было в таком более живом формате, совсем-совсем спонтанном.

В этот же раз у меня было гораздо больше времени на подготовку, однако я его не стала тратить на поиски цитат из различных священных писаний. Лично мне достаточно только этого стиха и комментария. При желании в книгах, в любых, любого философского течения, можно найти подтверждение для любого пути, для любого взгляда. Об этом очень хорошо написала наша Джива деви даси во вступлении к своей статье «Удел безумцев» (её можно найти на нашем сайте harekrishnazp.info smile):

Каждый из нас имеет свое мнение относительно того или иного посыла священных текстов. Причем священных текстов ограниченное количество, а мнений – безграничное. И это не недостаток священных текстов, это безграничность Истины. Иное чье – то мнение категорически не является ошибочным и, высказывая свое, нужно не иметь целью перековать «чьи-то мечи на свои орала». Высказывать свое — это значит поиск единомышленников, чтобы в общении с ними обогащать себя и их превращением мнения в глубокое знание предмета. Так мечом знания будет разрубаться узел незнания. Такое наставление Шри Кришна дает тому, кого Он считает своим другом и Другом кому является, в Бхагавад Гите. 4.42: «Потому, Арджуна, мечом благого знания уничтожь в сердце сомнения, порожденные обольстительным обманом». Размышляя над этими словами, я соглашаюсь, что мы должны выбирать знания именно сердцем, причем своим, и, если повезет! подключить его биение к тем Школам знаний, которые уже существуют или продолжать находиться в поиске своих родных душ.

Это не обязательно будет школа знания, какое-то религиозное течение. Возможно, это вообще будет очень узкая группа людей, не относящихся к какому-либо эгрегору, просто твои единомышленники, с которыми можно будет делиться своим сокровенным, которые это сокровенное понимают, и для которых твоё сокровенное также является сокровенным.

В этот раз я сделала акцент не на цитатах авторитетных источников, хотя некоторые из них я тоже привела в лекции и впереди ещё, может, какие-то будут, я уже не помню… в большей части я делюсь своим видением и своими размышлениями, которые подкреплены моим личным живым опытом и личным живым опытом моих близких людей. Это первый момент, который я хотела отметить. И второй, на счёт того, женский это способ или же мужской.

Это даже не мой ответ на эти комментарии – несогласные будут всё время, и это и хорошо. Это здорово, что люди верят в свою Истину и придерживаются Её.. Я поначалу пыталась отвечать, потом забила ибо люди видят то, что хотят увидеть, а не то, что я пытаюсь донести. Они видят свою истину, а не мою. Поэтому я отбросила попытки перековать мечи на орала, а сакцентировала своё внимание на единомышленниках – особенно, когда вспоминала себя, грустную девчонку, которой пытались внушить многие вещи по поводу того, что женщина должна делать, как себя вести, что одевать. Мне очень повезло – у меня есть близкий человек, который последние несколько лет помогает мне услышать себя, свою душу, Господа в сердце. Потому что были очень тяжёлые ситуации.

Например, я никогда не делила Бога на христианского или ещё какого-то там. Я жила в храме в искконовском, но при этом носила крестик, опять же это подарок близкого человека… И вот, когда ко мне подходит такой кришнаит с 25-летними погонами, брахман, и говорит: «Снимите крестик, матаджи, иначе вы попадёте в ад. Вы запутаетесь, потеряетесь и отправитесь на адские планеты». И тут я зависла: зачем я должна от чего-то отказываться? У меня никаких конфликтов не возникает между Христом, Чайтаньей или вообще Зеландом и его «Транссерфингом». У меня всё складывается в общую картину, в общий паззл. И в подобных ситуациях мне всегда приходит на помощь этот человек, он не даёт терять себя, а наоборот помогает стать собой, быть собой и этим служить Господу, своими возможностями и способностями. Много было всяких ситуаций, я просто как пример привела, не в этом суть. Суть в том, что я помню себя в подобной ситуации.

Из недавнего тоже приведу такой пример: в мой адрес была высказана такая фраза, что вот станешь счастливой женой, счастливой мамой, типа реализуешь как женщина, тогда мы с тобой и поговорим, вот сядешь на вьясасану и будешь читать лекции, а так тебе будет очень трудно. Не то, чтобы меня это задело… В какой-то момент хотелось бросить это всё, думаю, ну их всех, я всё равно остаюсь при своём мнении, я счастлива, ведя избранный мной образ жизни.. Но вот мысль о таких, как я, которым было тяжело ломать себя и которых заставляют это делать, не давала покоя. Пусть это будет 1 человек из 100, но я знаю, что этот человек есть. И что ему тяжело. И именно для него я тут сейчас сижу. Хотя большинство меня вполне может не поддерживать, меня и мои взгляды. Но если будет хоть один человек, который почувствует себя хоть чуточку увереннее и счастливее, значит, я не зря старалась и ввязалась в это всё.

Я написала большую статью, о том, что вообще не тактично и не человечно обращаться с такими заявлениями женщине, потому что вы не знаете всей истории, вы не знаете её судьбы. Вы не Боги! В том смысле, что вы не можете решать, кому и что делать! Если Богом дан определённый характер, значит, Он что-то задумал в отношении конкретного человека.

Интересно то, что меня поддерживают искконовские астрологи – как мужчины, так и женщины. Люди, которые видят картину жизни в целом. Хорошие астрологи понимают, что всё не зря. Что Господь – не жестокий садист, который дал женщине сильные мужские планеты дабы она ломала себя и нарабатывала так называемые женские качества. Потому что она как-то согрешила в прошлой жизни. Ерунда!

Вообще что значит женское или мужское качество? Качество – это просто качество, определённая черта характера. Она не может быть женской или мужской. Например, мужчина тоже может быть очаровательным – и от этого он не потеряет свою мужественность. Сила, например, физическая, может быть и у женщины – выносливое подтянутое тело, не накачанное, такая бодибилдерша, а выносливое и подтянутое. А очарование – у мужчины. Бывают такие мужчины… вот посмотришь в глаза… Улетаешь! От этого он разве становится похожим на женщину? Ни капли. Но вот это обаяние такого типа ему даёт Венера. Решительность, например, также не делает женщину мужиком. Это просто качество, черта характера. Также не бывает «мужских» и «женских» судеб. Не бывает «мужского» и «женского» предназначения. Предназначение одно – оно предназначение души! Не мужчины, не женщины, а души! Извините, ребят, но далеко не все брахмачари кирпичи тягают. Ой, как далеко!

Не всем женщинам предначертано создать семью! Сколько таких женщин в истории.. Йогинь, ведьм, святых! Возьмём даже вайшнавскую традицию. Шримати Гангамата Госвамини.. У неё день явления… то ли ухода, то ли явления в конце мая – начале июня. Она никогда не была замужем. Она выросла в благополучной семье, была дочерью царя. И вот, когда пришла пора замужества, она заявила, что нет, не будет у меня мужа-человека, мой муж – Кришна! По-моему, она даже убежала из дома… Так или иначе, у неё не было ни мужа, ни детей. Она приняла гуру, он не хотел её принимать поначалу ученицей, потому что она – женщина, более того – принцесса. Но он проверил её, она прошла испытания, тяжёлые как конкретно для женщины, а уж для женщины-принцессы так и подавно, и стала служить ему. В последствии она сама стала гуру. Сам царь Джаганнатха Пури стал её учеником. Её! Женщины. Царь-кшатрий! Вместе с ним посвящение у неё получили и пуджари храма Джаганнатхи. Брахманы. Мужчины. Вот пример женщины в ведической традиции.

Таких примеров можно найти любых, сколько угодно! Просто их найти тяжелее, чем примеры мужчин. Ибо мужчины на виду. Женщины же чисто по-женски в тени. Есть такой автор Макс Фрай. И вот есть история про молодого мужчину, который попал в параллельный мир магии и волшебства – ну это совсем в общих чертах. И вот как-то раз он вместе со своим наставником пришёл нанести визит членам тамошнего великого магического ордена. И был несказанно удивлён, что в этом ордене среди членов есть женщины. Причём немало. Что и высказал ведьме, вот это своё удивление, стоявшей рядом с ним. Она чисто по-женски хихикнула и сказала: «Милый мой мальчик, неужели ты думаешь, что орденом правят мужчины? В нашем мире существовало много различных магических орденов, и всеми ими правила именно женская половина резиденции. Мужчины – на виду, да. Но власть не у них». Исключение там, в том мире составлял лишь единственный орден из всех, а их там было много, – орден этот был очень могущественен и правил им мужчина, один, не коллектив мужчин, а один мужчина, тоже несказанного могущества. По сути весь это орден на нём одном и держался. И то это действительно уникальный мужчина был. Одно только исключение! Поэтому, чтобы найти историю женского могущества, надо потрудиться. Не потому, что этого могущества не существует, а потому, что женщины его не выставляют. Они любят таинство, некую интимность.

Отрицание материи, материального мира есть также отрицание женщины, ибо Пракрити – это Ади-Шакти. И это в обществе, где поклоняются Радхарани, где стремятся Ей услужить! «Лакшми, Дурга, Радха, Сарасвати и Савитри – есть пять первичных форм Пракрити, Боги, Деви. Господь наслаждается через Пракрити» (Шивананда Свами «Господь Шива и Его почитание»). Помните фильм «Поколение Пепси»? Где сатанисты поклонялись Иштар? Считали Её верховной Богиней? Понимаете, даже сатанисты знают правду, кто рулит здесь и сейчас. Именно женская энергия. Поэтому всячески прячут её – либо опошляя женский аспект с одной стороны, пропагандируя распущенность и разврат, либо же попросту стирая его – в разнообразных религиозных течениях мы это уже давно наблюдаем.

И вот эти самые «прабху», религиозные наши, твердят женщине о её женском предназначении. Разделяют преданное служение по первичным половым признакам. И если женщина вдруг не замужем, её вообще ни во что не ставят, аргументируя это тем, что она не реализовала себя как женщина.

Была история… Когда одна матаджи подошла к ШП и со слезами сказала, что ей какие-то там «прабхи» сказали, что в женском теле не видать ей духовного мира, надо родиться в теле мужчины. На что Прабхупада разозлился и сказал: «Мужчины и женщины не попадают в духовный мир! Мужчины и женщины – это платформа ума!!!» Это слова ШП!

Возьмём классический пример: Адам и Ева, пока на них не одели одежду, не знали, что они голые. Они не задумывались о том, что они мужчина и женщина. Они просто жили, просто любили друг друга..Также, как и «прабху», пока они не узнали, что они «прабху», были гораздо менее обусловленными, чем после вот этого «опрабхуживания».

И хорошо, давайте тогда будем последовательными. Если уж женщина должна реализовывать себя как женщина, то как на счёт мужчин? Мужчина не должен реализовывать себя как мужчина? Мужчины – это у нас прирождённые йоги и мистики?

Почему среди материалистов нет заморочек относительно того, что и кто должен делать? Так называемое толерантное общество, толерастическое, которое, по сути, совсем не здоровое, предоставляет человеку куда больше свободы, нежели религиозная структура. Вон пойдите к любому заводскому мужику, который ругается матом и выпивает, да ему не надо объяснять, зачем ему работать! Для него это в порядке вещей! Но «прабхам» необходимо это разжёвывать, объяснять на пальцах.

Были нормальными мужиками, пока не попали в это движение. Стали неженками, как они общаются между собой: «Прабху, прабху, извольте, позвольте»… Неженками, которые не приспособлены не только к физической работе, но и к работе в принципе. Когда тут падаятра у нас гостила, и тут у нас в алтарной разместились как раз «прабхи»… Господи, вы бы видели с какой нежностью они друг другу мажут спинку после харинамы… женщины не мазали себе суставчики с таким рвением, как «прабху». Пришли, душ приняли, болтали, книжки читали… У «прабху» был сеанс массажа. Затяжной.

Другого попросили пойти мужикам на улице помочь чё-то то ли покопать, то ли потягать… На что он ответил: «Это не моя бхава! Я киртан лучше попою». Не его бхава, понимаете?

Ещё один пример мужественности могу привести. Как-то один президент храма, когда его спросили о том, что он будет делать, когда будет война, если на голову бомбы будут падать… Он, ссылаясь на ШП, ответил: «Сидеть джапу читать. А что ещё остаётся делать?». Причём нормальный мужик, статный, красивый, воин по природе. Но попавший под влияние вот этой всей «прабхи»… У него жена и двое детей. Вот такой у них защитник. Диванный воин…

Мой друг – глубоко верующий человек. Он не относится к какому-либо религиозному течению, тем не менее он глубоко верующий человек. Когда начались вот эти разборки, он не пошёл в АТО кому-то что-то доказывать или ещё куда-нибудь, с другой стороны, он не впал и в другую крайность – Кришна-бхагаван, не хочу знать, щас сяду и буду молиться и т.д.. Он приложил максимум усилий на то, чтоб защитить свою семью, приготовил запасы воды и продуктов. Какие-то варианты, где можно пересидеть жене и детям. При этом, он молился Господу о том, чтобы чаша сия миновала Украину, не только его семью. Но оставался при этом активным. Вот мужик! Он оставался активным, хотя при это молился Господу и принимал Его волю. Со слезами на глазах, но принимал.

Шрила Прабхупада говорил: «Вы должны стать джентльменами». Не «прабхами», не «брахмачарями», а джентльменами. Благородными, т.е. в родстве с благом, с Богом, имея благое рождение от Него.

С женщинами воевать, рассказывать им, что делать, они – мастера. Диванные воины… Приложение недавно появилось на андроид, «Битва за Донбасс» называется. У меня друг как увидел, говорит, чуть не упал. Особенно с комментариев к этому приложению, там человек оценку игре выставлял: «Всё бы ничего, поставил бы даже пять, но плохо работает функция Варить укропов в котле. А так всё устраивает». Онлайн-игры все.. Интернет-пространство. Безнаказанные оскорбления. Здесь тоже самое. Вожделение. Человек всё время смотрит на других и указывает им, что делать и как делать. Критикует, осуждает. Но свою собственную деятельность отчего-то не разворачивает. Но зато знает, как кому и что лучше.

Ненависть к женщинам – это подавленное вожделение, честный вожделенец женщин не ненавидит, он их любит, пусть и по-своему. Вожделенец-лицемер же стыдиться своего вожделения, не признаёт и подавляет его. Оно в нём не пропадает от того, что он встанет в пять утра и Харе Кришна почитает, оно в нём накапливается. В результате чего возникает вспышка претензий и агрессии к женщинам, презрение и неуважение их. И ещё раз отмечу: у таких людей в большинстве случаев серьёзные проблемы с матерью. Такие люди не отправятся в духовный мир после смерти, как они рассчитывают. Это серьёзная проблема. Ибо мать – воплощение Ади-Шакти, женского аспекта, Радхарани. Такой «прабху» в следующей жизни (и не одной) родиться женщиной. И пройдёт через все унижения, через которые вообще может пройти женщина. И будет он рождаться в женском теле до тех пор, пока не начнёт уважать женщин. И не перестанет делить на «мужское» и «женское».

Вайшнава Прана говорит, что если человек не находится на своём месте, то рано или поздно его текущая деятельность становится ему противной, надоедает, не нравится. Почему все говорят: «надоело»? Потому что деятельность не твоя. Твоя не может надоесть, если её Господь сверху санкционирует. Бывает, что меняется задача и приходит пора идти дальше. Но тогда она не надоедает, тогда просто отрезает. Раз и всё. И ты идёшь дальше. А когда надоедает… Тогда он требует свою зарплату, мол, не зря же мучается. Когда он не получает зарплату, то разочаровывается, видит кругом несправедливость. В результате чего у него портится гуна страсти, отвечающая за действие. Он неправильно использует гуну страсти. Вместо того, чтобы выполнять свою дхарму, свою задачу, гуна страсти в этом помогает, он забивает гвозди микроскопом. Он всё равно их забивает, так или иначе. Только теперь с огромными потерями для себя и для окружающих. Вот тогда у человека появляется вожделение. Человек начинает смотреть по сторонам и всех критиковать.

Желание, любое, – явление абсолютно нормальное, ибо это энергия, кундалини. Именно желание сподвигает человека к деятельности. Это средство Параматмы реализовывать задумку Божью. Мы не можем сдержать желание, подавить его… Это энергия, мы ей не управляем. По сути, мы сами состоим из энергии. Когда мы пытаемся желание подавить, тогда и возникает вожделение.

С одеждой очень хороший пример. Есть у меня знакомая, как бы она ни одевалась, даже как последняя бабушка-монашка, ненакрашенная… у мужиков от неё слюни текут. Причём не в хорошем смысле. Внутреннее состояние. Чем больше стараешься спрятать, тем больше штырит в итоге. Я не призываю сейчас голыми ходить. Просто уловите разницу: когда ты просто одеваешься, потому что это одежда, общество, этикет. И когда ты ту же самую одежду одеваешь, чтобы защититься от вожделения, спрятаться от чего-то там. Разница колоссальна. Если бы внутреннего вожделения не было, да пройдись ты хоть голой, у окружающих не возникнет ни одной похабной мысли.

Также, как и человек, который в принципе везде видит вожделение, да у него у самого проблемы с ним, но он их отрицает, он подавляет вот это желание, стыдиться его. И вместо того, чтобы отнестись к этому, как к части жизни, как к чему-то естественному, притяжение между мужчиной и женщиной естественно, человек круглосуточно медитирует на защиту от вожделения, по сути, он только о вожделении и думает. Начиная с банального животного желания на уровне муладхары и кончая желанием власти, критикой и указанием кому и что делать.

Все мы души. Я не знаю, но я никогда не делила мир на мужчин и женщин. Даже будучи полной материалисткой. Люди – они и есть люди. Разные ситуации бывают, разные судьбы и предназначения. Отношения между мужчиной и женщиной – вообще вещь сугубо индивидуальная. Тут в принципе невозможно расписать, у кого какие обязанности, подогнать под какой-то «ведический» шаблон. Здесь у каждого своё кино. Если бы Господу все нужны были бы одинаковые, Он бы таких и создавал, одинаковых. Но рождаются, почему-то разные.

Какое многообразие личностей, характеров, взаимоотношений среди жителей Гокулы! И, кстати, там первенства нет, нет ступеней бхакти. На Голоке на Кришне ездят все, кто угодно. Буквально ездят. Забираются на Него – катай меня, Кришна. И Он их слушает. А когда начинаются разговоры о том, кто старше и кто младше, то это и есть вожделение. В более тонкой форме. Желание власти.

Ступеней бхакти нет. Если последний алкоголик подзаборный живёт по сердцу, он находится на одном уровне со святым, который также слушает своё сердце. Возможно, у них разница в количестве. Но в качестве они едины – и тот, и другой находится в служении. Какой смысл знать, на какой ступени ты находишься, если ты с Богом? Преданному вообще наплевать! А материалисту надо всё объяснить и описать. Чтоб всё по полочкам.

Если вы считаете, что это женский подход, то по идее мы ж все гопи и манджари в перспективе? Они же не могут быть мужского пола. Все Госвами – воплощения каких-то манджари. Задумайтесь, почему вайшнавская культура стремится к гопи и манджари? Особенно к манджари — невинным маленьким девочками? Потому что женщина по природе живёт чувствами!!! Душой! А девочка — так и подавно.

В современном обществе можно развиваться только вопреки ему, а не благодаря. Включая и «Общество Сознания Кришны». Человек – индивидуален. Только с Господом. И всё вокруг – всё Божие. И Бог. Гении, святые, сильные личности – все одиночки. Их не понимали и не признавали. Посредственности сбиваются в стаи и хором кукарекают.

Я не хочу сказать, что мы должны быть такими надутыми индюками и ни с кем не общаться, никого не любить. Ни в коем случае, я вообще не то имею в виду. Мы не должны зависеть от того, что скажет общество. Мы должны зависеть только от того, что скажет Господь. Изнутри. Через наши чувства, чувства души. Нужно всегда считать себя беспомощным и видеть в Кришне единственную основу своего прогресса в жизни – вот что написано в комментарии к 18.66.

А то усложнение происходит… Простая жизнь – возвышенное мышление, да? Бог – вот здесь, рядом, в тебе. Люди обкладываются священными писаниями, ищут цитаты, ссылаются на авторитеты. Постоянно ищут подтверждения. Но напрочь игнорируют движения собственной души, которая устала орать от боли. Ей просто говорят: заткнись, ты эго, иллюзия. Нам надо к Бхагавану с тобой стремиться. Мы ж занимаемся духовной практикой.

Вы вообще задумывались о слове «духовно»? ДухОвно – Бафомет. Дьявол. Духовная практика нам не подходит! А вот если использовать слово «душевно»… Абсолютно меняется картина. Чего душа пожелает. Чего душе угодно. Душа! Помогать выражаться своей душе, а не культивировать «дух овна», занимаясь «дух-овной практикой». Бог намного проще, чем наука о Нём.

И не закрывать глаза на реальный мир, не отворачиваться и не загораживаться священными писаниями. В мире такие вещи происходят… Вместо того, чтобы закрывать на эти вещи глаза и делать вид, что всё ок, надо сражаться. Не только буквально шашкой махать, молитва – это тоже сражение. Но только надо знать, с чем ты сражаешься. Вслепую воевать может только фанатик. Он, не спрашивая, идёт туда, куда послали. Воин же, истинный воин, он – превосходный стратег и тактик. Он знает врага в лицо и смело смотрит на него. Именно поэтому, если человек прячется от этой информации, он – трус. Таким же трусом была и я. Я не понимала, зачем оно надо. Пока я не увидела вот эту всю боль! Но «Кришна-катха» в том виде, в котором она нам преподносится религией, не сподвигает человека к действию, скорее, наоборот. Отупляет и обленяет. Человек впадает в прелесть и уходит от реальности. Поэтому разговоры о войне, проектах ЦРУ и прочих малоприятных вещах так не нравятся. И поэтому они так нужны. Они дают возможность почувствовать боль других, научиться сострадать. И тогда молитва получается искренней, настоящей. И они же дают ту самую ярость, которая необходима непосредственно для сражения с шашкой в руках. Запах крови.Человек знает, за что он сражается.

Меня злят не конкретные люди, меня злит само явление. Вот эта бесчеловечность. Куда делась человечность? Людьми стать нам надо для начала. Какие там вайшнавы… Людьми! Хотя бы. Для начала И если хоть один человек станет Человеком, с большой буквы Ч, это уже поменяет весь мир. Ибо Мир един. Всё взаимосвязано. Один святой спасает целый город.

Как-то один человек написал мне: «Мне так хочется уделять больше времени духовной практике, но, сами понимаете, — жена, работа, дети…». Он, видно, ещё не осознал, что его семья и работа и есть духовная практика, причём куда труднее и благодатнее по результатам, чем медитация на заснеженных гималайских пиках. Я знаю, о чём говорю, поскольку за моими плечами – и то, и другое. Будни жизни – лучшая духовная школа. По мере того, как ваше отражение всё чётче обозначается в зеркале повседневности, вы глубже узнаёте и принимаете себя таким, каков вы есть. Учась на закономерных последствиях своих поступков – обретаете мудрость, столь нужную на пути личностного и духовного роста. Духовная практика начинается на земле, не на небесах.

Эта догадка осенила меня однажды утром, четверть века тому назад, когда я тихо сидел в медитации. Тут подошла моя трёхлетняя дочурка Холли и дёрнула за штанину, требуя к себе внимания. Я сердито прошипел в ответ: «Не трогай меня, я медитирую!». И тут же понял, что упустил главное во всей духовной практике: обнять собственную дочь в тот момент было куда важнее, чем повторять раз за разом мантру.

Когда люди задают абстрактные вопросы о времени, пространстве и реинкарнарнации, я неизменно спрашиваю в ответ, как у них обстоит дело с зарядкой, здоровой диетой, временем сна и добротой в отношении других.

Дэн Миллмэн, автор книги «Путь мирного воина». По мотивам книги снять фильм «Мирный воин».

Всё просто! Держи в порядке своё тело, не ленись, выполняй свою задачу, нормально питайся и не переедай, спи ровно столько, сколько необходимо, ешь ровно столько, сколько необходимо, и люби своих близких, не впадай в прелесть и ложное отречение. Проще некуда. Посмотрела фото этого человека, такие тёплые глаза, любящие. Далеко не у каждого махараджа такой взгляд.

Голова вот тоже такой странный предмет… Для себя, конкретно для своей души, надо чувствовать. Информация поглощается чувствами. Любое нравится/не нравится, как я говорила в прошлой лекции, — это реакция души на внешние факторы. Знание, которое не находит отклика в сердце, — мёртвое знание. Пустой набор букв и звуков. Знание надо проживать. Если информация просто не усваивается, это не говорит о том, что это плохая информация. Просто эта информация не ваша. Не для вас. Поэтому душа против. Ибо то, что твоё – ложится без проблем. Понятно, логично, правильно. По ощущениям правильно.

Думать же, анализировать, надо для других. Вот мыслеформы составлять, облекать своё ощущение в слова. Именно анализировать данные, как компьютер. Это уже когда встаёт вопрос о распространении знания, когда Господь требует, чтобы человек нёс Его слово дальше. Тогда уже включается думалка. Но вот если не получается пока чувствовать, то тогда надо думать. Не медитировать, а именно думать, отстраниться и посмотреть со стороны, на общую картину. Только тогда можно осмыслить, что же пытаются в тебя втемяшить.

Но с думанием тоже надо палку не перегнуть. Постоянный анализ своих действий – замена жизни. Вместо того, чтобы жить, человек постоянно анализирует и сомневается. Это не осознанность. Осознанность – отлавливать движение души, голос сердца, голос Господа и всегда быть готовым к действию. По первому зову сердца.

Религиозные принципы являются служением Богу только в том случае, если они согласуются с движениями души, с сердцем. Если приносят радость и счастье – они уместны, это и есть преданное служение Господу для конкретного человека в настоящий момент. Но как только это становится напряжённой работой – они становятся действиями, которые влекут за собой карму. Пусть благоприятную, но всё же карму. Хочу отметить, что «радость, счастье, нравится» — это далеко не всегда легко и просто. Это как спортсмен: ему тяжело, его мучает крепатура, но ему в кайф поднимать эту штангу.

Но тот, кто вручил себя Кришне, может обойтись без этих многочисленных методов. Всего лишь предавшись Кришне, можно избежать излишней траты времени.

У тебя самого должно быть сознание Кришны, сознание Бога, Творца. Это значит не только, что ты сознаёшь Кришну. Это ещё означает и то, что у тебя у самого сознание как у Кришны. Твоё сознание – сознание Кришны. Не сознавание! А сознание. «Любой объект есть ни что иное, как Единое Я, которое из-за действия майи кажется не-Собой Самому Себе» (Шивананда Свами «Господь Шива и Его почитание»). Мы настолько сумасшедшие, что мы забыли о своём родстве с Богом! Мы настолько ненормальные, что забыли, что КАЧЕСТВЕННО МЫ ПОДОБНЫ ЕМУ!!! У нас должно быть Сознание Кришны.

Как только человек всерьёз отдаётся преданному служению Господу, в полном сознании Кришны, он сразу же освобождается от всей скверны материальной природы. – т.е. он продолжает жить в материальном мире, оперировать материальной энергией, однако все его действия, всё, что его окружает и он сам становятся одухотворённым. Человек помимо того, чтобы быть храмом, вместилищем Параматмы, становится аватарой, самым настоящим воплощением Господа.

СТРАХ! Большинство людей действуют или не действуют из страха – страх отдачи, страх падения, страх, что будет хуже, чем сейчас, страх смерти, в конце концов. Но чего боятся, если Господь САМ, Собственной Персоной, берёт ответственность за наше незнание? Ади-Гита: «Я лично дал тебе Свободу Выбора, Свободу Мыслей, намерений и поступков. Поэтому не бойся наказаний. Ведь, дав тебе свободу, Я взял ответственность за своё незнание. Поэтому забудь о страхе и ищи! Ищи и ты найдёшь, чего так жаждут»! Если не верите Ади-Гите, то тоже самое можно прочесть в этом комментарии к 18.66: «Нужно быть уверенным в том, что при всех обстоятельствах Кришна защитит от всех трудностей». То же самое говорит Кришна в этом стихе: «Не страшись ничего!!! Просто вручи себя Мне!»

Бывает, что возникают сомнения. Я говорю: «Господь, я чё, реально нужна тебе такая неадекватная с Марсом в первом доме? Вечно кипящий чайник». «Неужели правильно, что я на кого-то накричала? Кому-то грубо ответила?». Но у меня внутри чувство спокойствия. Глубокое спокойствие, которое ничто не может прошибить. И я знаю – Господу действительно так надо. Бывают ситуации, когда я извиняюсь, или что-то ещё. Совесть, совесть, Господь мучается, проявляется. Всякое бывает. Я не боюсь. Больше я не боюсь. Если я ошибусь – Он пообещал, что возьмёт ответственность за моё незнание, Он меня научит, Он отец. Ошибка – это жизнь, это неотъемлемая часть жизни для каждого! Это лекцию я читаю и для себя тоже. В первую очередь для себя, наверно. Лучше жить, жить с Ним, чем сомневаться, страдать и издеваться над собой всё отведённое время. Ибо все аскезы, которые происходят не вовремя, терзают и Его тоже!

Я не пытаюсь перековать мечи на орала. Я просто хочу сделать чудо чуточку доступнее. Чтобы вы поверили в него. Поверили в возможность чуда в своей жизни. Я прошла через аскезы и садхану, через внешнюю атрибутику, полное отречение.. что произошло потом? Я вернулась к своей жизни: к своим друзьям, своему характеру, своей манере общения, своей одежде и музыке. Я перестала с этим бороться. Я с радостью приняла себя же, свою личность, в свою жизнь. Но только теперь со мной Господь! Во всём этом теперь живёт Господь! Это не спекуляции моего ума. Это чувство невозможно перепутать ни с чем другим! Его невозможно выдумать! Все эти религиозные обряды того стоили. Для этого они, собственно говоря, и нужны – направить вектор. Чтобы изначально выйти с режима пылесоса, научиться не только брать, но и отдавать. Но здесь важно не заиграться. И вовремя почувствовать, когда достаточно, когда все это становится балластом, который нужно отбросить …

Сначала я перестала считать круги. Потом я перестала читать маха-мантру, ибо моему сердцу ближе и дороже другие молитвы и формы. После – перестала перебирать чётки вообще. Спустя какое-то время у меня зародилось сомнение: а правильно ли я поступаю? И вот, дабы проверить, я снова читаю молитвы своему Ишта-дэву. И на самой середине молитвы раздаётся телефонный звонок от близкого человека. И мне рассказывают такую историю, что на уши не налазит! Потрясающую историю, историю любви. Историю из реальной жизни. Недавние события. Историю, в которой всё до миллиметра точно рассчитано для каждого её участника. Историю, которая наполнена бхакти до краёв. Она настолько красива! Это Господь! Настоящая Кришна-лила! Ты просто слушаешь, и волосы дыбом становятся, когда соприкасаешься с этой энергией. Такие мурашки бегают!…

Кришна-катха! Истинная! Эта история в корне поменяла мою жизнь. Она практическим примером подтвердила то, во что я верила и что я чувствовала. И поставила жирную точку моим страхам и сомнениям. Благодаря этой истории я увидела подобные истории и в своей жизни, увидела и прочувствовала в них Господа. Хотя я и не являлась здесь непосредственным участником того, что мне рассказали. Пересказ этой истории моим близким затронул также и их жизнь. Каждый из нас о многом задумался, переосмыслил. Вот, что меняет! Когда Господь действует, вот что происходит! Это меняет жизнь всех! Не количеством кругов, а действием! Действием через человека, когда человек становится Господом и действуем с Ним и Им же!

Я кладу трубку и уверенно откладываю чётки. Я осознала и прочувствовала, что истинная молитва – то, как Господь говорит с душой, и на определённом этапе молитва вызывает вот это ощущение, вот это чувство любви и наполненности. А потом ты уже понимаешь, что оно не зависит от джапы, от садханы, от пола, в конце концов. Вначале начинаешь едва ощущать, как такие вспышки мгновенные, потом ты учишься воспринимать эти вспышки и верить им, а потом, оно всё больше, и больше, и больше! Разрастается! Пусть поначалу будут только вспышки иногда, но одна такая вспышка стоит миллиона кругов мантры. Это Он говорит!!! Его голос. Вот она – молитва! И она ни от чего не зависит, ни от каких внешних факторов. Так что, «Оставь все религии…» Это ни с чем не сравнимо…

Страница с комментариями

  1. «Бог проще, чем наука о Нём» — всегда подозревал сей факт) Спасибо за лекцию и честность…

  2. Хорошо сказано, что теория (или понятие) не будет работать, пока ты не проявишь это во внешней жизни. «Инструментами» нужно пользоваться не только шлифуя себя изнутри, но, так же и в отношениях с внешним миром.

  3. Огромное спасибо, Таралакши!!! И где вы раньше были?))) »’Даёшь трезвость в массы!»

  4. Скажи, священник, в чем я не права?
    Что помогала людям излечиться,
    Что знаю те волшебные слова,
    Что заставляют сердце снова биться?..
    Что понимаю разговоры трав,
    Деревьев, ветра чувствую движенье,
    Готовлю чудодейственный состав,
    Что женщинам дает омоложенье?
    Скажи, за что должна я умереть?
    За красоту подаренную свыше,
    За то, что птицы научили петь,
    И волосы, как Солнце, мои рыжи?
    Скажи, священник, в чем моя вина,
    За что меня так люди ненавидят?
    Что я не сплю, когда встает Луна,
    Что сторонюсь их, зная, что обидят?
    Скажи, зачем им смерть моя нужна?
    Из глупости, из зависти, из мести?!
    Безумцы! Ваша казнь мне не страшна,
    И я не плачу, не прошу вас, много чести!
    Скажи, о чем мне каяться сейчас?
    Я ничего не делала дурного,
    Снимала порчу, отгоняла сглаз,
    И подняла ни одного больного…
    На мне льняной тяжелый балахон
    И крест, что ты, священник, мне надел,
    Верни, прошу, на место медальон,
    Чтоб вместе он со мной в огне сгорел…
    Я вижу столб, я слышу гул толпы,
    Как много глаз и лиц людей знакомых,
    Как равнодушно-страшны и тупы!
    Толпа убийц злорадствием ведомых… —
    Прости их, Боже! Господи, прости!
    Я слышу плачь деревьев и цветов,
    Прощай мой ветер! Солнце, не грусти!
    Прощайте стадо ротозеев и глупцов!
    Смотрите, как сгораю я в огне,
    Как я кричу от боли и страданья…
    Мой крик вернется к вам наедине,
    В сто раз сильнее увеличив наказанье…

  5. Спасибо большое.
    Я к этому шла, но с вашими лекциями прийду намного быстрее.
    Эти все раздумья мешали реальной жизни.
    Но скажу одно я с 5 лет думала о религиях, читала много книг, была в разных направлениях( не долго), была в школах философии, ходила в воскресную школу в храм( уровень не тот).
    Всего и не перечислить, книги, психология — огромные полки.
    Особенно люблю примеры как живут люди, семьи, их действия и потом последствия.
    Я этим живу, всегда размышляю.
    Но и в материальной жизни я не профан.
    Конечно кроме храма мне негде искать единомышленнико в, в реальной жизни до 30 лет к сожалению не нашла таких подруг.

    Храм со всеми его плюсами и минусами главное место для меня.
    Как сравнил Рузов В.(Патита Павана Дас), что Храм -это как квартира где происходит большая стирка(уборка), все в кучу, все моем и свиду беспорядок. А квартира где не стирают(убирают ) все с виду чистенько, спрятано по углам и шкафам, но это не значит что там чисто.

    Главное еще научиться балансировать во всем этом новом понимании, что не легко для меня.

    Харе Кришна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.