Махавидьи: Чёрная Богиня Кали

10 Махавидий: Кали

Вид Ее ужасен. В медитации Ее следует представлять с растрепанными волосами, с гирляндой свежеотрубленных человеческих голов. У нее четыре руки. В верхней левой руке Она держит меч, только что окропленный кровью отсеченной головы, которую Она держит в нижней левой руке. Верхняя правая рука сложена в жесте неустрашимости, а нижняя правая — в жесте дарования милостей. Цвет лица Ее синеватый и лицо сияет как темное облако. Она полностью обнажена, и тело Ее сверкает кровью, струящейся из гирлянды отрубленных голов вокруг Ее шеи. В ушах у Нее серьги из трупов детей. Клыки Ее чудовищны, а лицо выражает ярость. Груди Ее пышны и круглы, Она носит пояс из отсеченных человеческих рук. Кровь струится из уголков рта, придавая блеск Ее лицу.

Она издает пронзительные вопли и живет на местах сожжений трупов, где Ее окружают воющие шакалы. Она стоит на груди Шивы, лежащего в форме трупа. Она желает сексуального союза с Махакалой в перевернутой позе. Выражение Ее лица довольное. Она улыбается. Она сияет как темное облако и носит черные одежды. Язык Ее высунут наружу, выражение лица устрашающее,
глаза впалые, и Она улыбается. На лбу Ее месяц и она украшена змеями. Она пьет вино, носит змею как священный шнурок, восседает на ложе из змей и носит свисающую до колен гирлянду из пятидесяти человеческих голов. У Нее огромный живот, и змей Ананта, имеющий тысячу капюшонов, повисает над Ее головой.

Шива стоит рядом с Ней как маленький мальчик. Она издает оглушительный звук, подобный смеху. Она совершенно ужасна, но исполняет желания садхаки. Она подобна горе из сурьмы, и живет на местах кремации. У Нее три глаза, волосы растрепаны, и смотреть на Ее истощенное тело страшно. В левой руке Она держит кувшин, наполненный алкогольным напитком, смешанным
с мясом, а в правой — свежеотрублениую голову. Она пожирает сырое мясо, обнажена, на руках и ногах Ее украшения, Она пьяна и улыбается.

 Образ Кали олицетворяет смерть, разрушение, ужас, всепоглощающий аспект реальности. Она также «запретное» или сама по себе запретна, так как Она — сама смерть, тантрический герой не ублажает, не боится, не игнорирует и не избегает запретного.

Древние тексты явно видят в Кали больше, чем лишь яростную победительницу демонов, служащую Дурге и Шиве на поле боя. Фактически, Она вообще исчезает из контекста битвы. Она — верховная хозяйка вселенной, тождественная пяти элементам, и в союзе с Шивой создает и разрушает миры.

Кали символизирует женскую независимость. Кали — яркая иллюстрация этому. Она редко изображается или описывается как исполняющая роль послушной покорной жены. Ей не свойственны качества пати враты, женщины, полностью преданной своему мужу, послушной его желаниям и совершенно покорной его воле. Как супруга Шивы, Она нарушает этот стереотип. Она управляет Им, побуждая Его к разрушительному безумию, стоя на Его теле или принимая верхнюю позицию, «мужскую позицию», в сексе.

Внешний вид Кали также поразительным образом отличается от образа идеальной жены, аккуратно причесанной, скромно, но тщательно одетой, с привлекательными украшениями…

Кали нагая, бесстыдно выставляющая Себя на показ. Ее «украшения» чудовищны, отвратительны: Она носит связку отрубленных голов или черепов как гирлянду и связку отрубленных рук вместо пояса; в ушах у Нее болтаются трупы младенцев. Волосы Ее совершенно распущены и спутаны, под стать Ее дикой природе. Часто Она вымазана кровью, которая считается скверной.

Кали также обладает сексуальной силой. В то время как ранние Ее описания представляют Ее тощей, иногда скелетоподобной,
с запавшими глазами, увядшей обвислой грудью и морщинистой кожей, в более поздних текстах описание Ее как карги сильно разбавлено, и часто говорится, что она вечно юная с полной упругой грудью и красивым улыбающимся лицом.

В более поздних текстах, особенно в тантрах, Она предстает сексуально агрессивной и часто изображается или описывается в сексуальном союзе с Шивой. В Ее сахасранама стотре многие имена подчеркивают Ее сексуальную ненасытность и привлекательность.

Среди Ее имен: Та, чья Сущностная Форма есть Сексуальное Вожделение; Та, чья Форма есть Йони; Та, что Пребывает в Йони; Украшенная Гирляндой Йони; Та, что Любит Лингам; Живущая в Лингаме; Та, Которой Поклоняются Семенем; Живущая в Океане Семени; Всегда Наполненная Семенем; и многие другие.

В этом отношении Кали также нарушает понятие о контролируемой женщине, которая сексуально удовлетворена замужеством. Кали сексуально прожорлива и потому опасна. Кали воплощает свободу, в особенности свободу от общественных норм. Она живет за границами нормального общества. Она предпочитает места кремации, т. е. места, которых обычно избегают нормальные члены общества. Она живет в лесах или джунглях, среди дикарей. Ее распущенные волосы и нагота говорят о том, что она совершенно
бесконтрольна, полностью свободна от социальных и этических обязанностей и ожиданий.

По той же причине Она аутсайдер, за пределами условностей. Ей поклоняются преступники и изгои. Она невоспитанна, Ее наружность и манеры грубы. И, возможно, именно потому что Кали —изгой, разрушитель границ и социальных моделей, Она сильна и полна энергии.

Некоторые их этих характеристик имеют значение и в случае с другими Махавидьями. Тара очень близка Кали внешне и по характеру и разделяет Ее роль независимого изгоя. Внешность Чхиннамасты еще более шокирующа внешне, чем Кали, Она грубо сокрушает модель подчиненной контролируемой послушной жены, матери или дочери.Она олицетворяет неконтролируемую энергию до полного саморазрушения. Матанги, особенно Уччишта-Матанги, также тесно связана с джунглями и загрязнением. Багаламукхи — гневная богиня, связанная с черной магией. Дхумавати — воплощение всего неблагоприятного: уродливая высохшая старая вдова со сварливым характером.

Трудно не прийти к выводу, что многие из Махавидий, чем-то напоминающие Кали, нарочно изображены ломающими стереотипы принятого в обществе идеала женщины. Они символизируют «другой» способ быть женщиной, который общество, управляемое мужчинами, воспринимает как опасный.

Язык Кали. Проба Запретного.

Две особенности, типичных во внешности Кали, — Ее распущенные волосы и высунутый язык — представляются подходящими выражениями Ее «инаковости», Ее нетрадиционного, раздвигающего границы, разрушающего привычные роли, порогового характера. Обе эти особенности стали предметом недавнего исследования.

Одна из выдающихся черт внешности Кали — Ее гротескно высунутый язык. В Ее дхъяна мантре и в иконографии Она почти всегда изображается с открытым ртом и высунутым языком. В Ее ранней истории, где Она изображается как дикая, кровожадная богиня, живущая на краю цивилизации, или как яростная сокурушительница демонов, хмелеющая от крови своих жертв, Ее высунутый язык, как и Ее истощенная фигура, кажется, говорит о Ее жажде крови. Она истощена и сильно высовывает язык, чтобы удовлетворить Свой дикий, всепожирающий аппетит.

Большинство современных индуистских информаторов истолковывают высунутый язык самого известного из Ее образов — Дакшина-Кали — совсем по-другому. Они воспринимают его как выражение замешательства: Кали смущена, когда случайно обнаруживает Себя стоящей на Шиве, Ее супруге. Образ Дакшина-Кали представляет Ее в момент узнавания супруга, когда Она стоит на нем. Ей стыдно и Она «прикусывает язык».

В своей недавней работе Джеффри Крипал предлагает иное истолкование языка Кали, которое кажется гораздо более соответствующим образу Кали в тантрической литературе и практике, как Богини, разбивающей социальные нормы и бросающей вызов общественному эго.  Согласно его трудам, высунутый язык Кали имеет два основных значения в контексте тантры: (1) сексуальное удовлетворение и (2) поглощение запретного или загрязненного.

Высунутый язык Кали как обозначающий сексуальное удовлетворение или потворство сексуальным желаниям кажется вполне оправданным истолкованием. На изображениях Дакшина-Кали Шива иногда представлен в состоянии эрекции, а в некоторых дхъяна мантрах и иконографических образах Кали, Она находится в сексуальном союзе с Ним. В обоих случаях язык Ее высунут наружу.

Такая интерпретация поддерживается историей, записанной в Ориссе. Дурга рассердилась, узнав, что победить демона-буйвола Она может, лишь показав ему Свои гениталии. Она так и сделала, но затем пришла в дикую ярость. Ее гнев был настолько ужасен, что изменил Ее внешность — она уменьшилась в размере, почернела, бросила своего льва и отправилась пешком. И стала называться Кали. С высунутым языком, с которого капала кровь, в слепом разрушительном неистовстве Она убивала всех на Своем пути без разбору. Боги и люди страшно взволновались и обратились к Шиве за помощью. Махадэва согласился помочь и лег на пути разъяренной, черной и нагой богини Кали. В Своей слепой ярости Она не заметила его и встала ему на грудь. В этот момент пенис Шивы пришел в возбужденное состояние и вошел в Кали. Тогда Кали узнала своего мужа, в экстазе высунув язык, и гнев Ее
прошел.

Однако язык Кали высунут также и в других контекстах, даже отдаленно не связанных с сексом, когда ни удовлетворение, ни смущение не могут служить объяснением. Ее часто изображают, например, на месте кремации без партнера, и все равно язык Ее высунут. Какое толкование в таких случаях дать Ее языку в рамках тантры?

Основываясь на тщательном анализе ряда отрывков, описывающих тантрическую садхану Рамакришны, Крипал утверждает,
что язык Кали означает наслаждение тем, что общество считает запретным, отвратительным, грязным, т.е. ее наслаждение
без разбору всеми «вкусами» мира.

Разинутый рот Кали и Ее высунутый язык, Ее внешность и привычки вообще, бесспорно, отвратительны для нашей обычной чувствительности. Возможно, именно это и является главным в тантре. То, что нами воспринимается как отвратительное, грязное, запретное, безобразное, коренится в ограниченном человеческом (или культурном) сознании, которое упорядочило, выстроило и разделило реальность на категории, служащие ограниченным эгоцентричным, эгоистичным концепциям о том, каким должен быть мир.

Кали Своей грубостью перестраивает эти категории, приглашая тех, кто хотел бы у Нее научиться, быть открытыми всему миру во всех его аспектах. Она призывает своих почитателей отважиться попробовать мир в его самых отвратительных и запретных
проявлениях для того, чтобы обнаружить в основе его единство и святость, т. е. саму Великую Богиню.

Волосы Кали. Растворение и Хаос.

Другая поразительная особенность Кали — Ее распущеные растрепанные волосы. Мне никогда не приходилсь видеть изображения Кали с причесанными или заплетенными в косу волосами. Некоторые из других Махавидий, такие как Чхиннамаста, Багаламукхи и Дхумавати также обычно изображены с непричесанными волосами. В некоторых случаях, как, например, в храме Дурги Сапташати в Нагаве, возле Варанаси, все Махавидьи изображаются с растрепанными волосами. Неубранные волосы представляют
разительный контраст с обыкновением индуистских женщин следить за своими прическами и с тем, как изображается большинство богинь. Каков же смысл непричесанных волос Кали?

Здесь возможными представляются два основных истолкования. Волосы женщин, заплетенные в косу или связанные в пучок, свидетельствуют о соответствии социальным условностям и, возможно, также о принятии контроля социума. Замужние женщины разделяют волосы посредине пробором и туго заплетают их в косу. Пробор часто отмечается красным цветом, что говорит о замужнем статусе женщины. Девушки, достигшие половой зрелости, также обычно носят волосы собранными в пучок тем или иным образом.

Распущенные волосы — большая редкость. Вместе с остальными идущими вразрез с традицией особенностями — Ее наготой, грубо высунутым языком, тем, что Она стоит поверх Своего мужа и живет на местах кремации, — спутанные, распущенные, сбившиеся волосы Кали подчеркивают Ее социально-маргинальный характер, Ее презрение к условностям.

Кали свободна от условностей, дикая и неконтролируемая по природе и не связанная, не ограниченная партнером. Распущенные волосы Кали могут также нести более широкий, по-настоящему вселенский смысл, говоря о самом процессе растворения. Учитывая связь Кали с местом кремации и смертью, Ее растрепанные волосы могут означать конец мира. Ее волосы развеваются в разные стороны; порядка больше нет; все обратилось в хаос. «Заплетенная коса» социального и космического порядка кончается в диких, распущенных, развевающихся волосах Кали.

Кали как выражение Высшей Реальности.

Кали также считается образцовой Махавидьей, потому что наиболее полно выражает высшую истину. Она — Ади Махавидья, первозданная Махавидья. В одной из Ее сахасранама стотр (таких стотр, обращенных к Кали, существует несколько) Она названа Той, что является Знанием Я; Той, что является Знанием Брахмана; Той, чья Форма — Наивысший Брахман, и Повелительницей Махавидий.

Выдающееся положение Кали в этих эпитетах говорит о том, что Она каким-то образом раскрывает высшую истину. В тантре, с Ее ориентацией на ритуал и духовный прагматизм, высшая истина, которая, скорей всего, утверждается и реализуется только посредством садханы, открывается исключительно тем адептам, которые поклонялись Кали. Тем не менее, представляется заманчивым поразмыслить о том, как именно Кали раскрывает высшую истину.

Один из подходов заключается в истолковании самой значительной формы Кали —Дакшина-Кали —символически, аллегорически или мистически, как это сделали некоторые современные индуистские писатели и практикующие. Они обнаружили, что эзотерические истины могут быть извлечены из образа Кали, истины неявные и не лежащие на поверхности. По сведениям, которые мне удалось собрать, это мистичекое и эзотерическое истолкование Кали как воплощения высшей истины звучит следующим образом.

Весь образ Дакшина-Кали, учит, прежде всего, философским и космологическим истинам. Например, то, что Кали стоит на Шиве, часто интерпретируется как взаимодействие Шивы и Шакти и высшее превосходство последней. Образ, взятый как икона, говорит о сущностной природе реальности в виде Шивы и Шакти и первостепенной роли Шакти.

Другая интерпретация также находит в образе космологическое значение. Шива родился от богини Кали. Она единственное несотворенное существо. Шива был необходим для процесса творения, поэтому Она создала Его своим действием. Она создала сперму в своем теле и занялась любовью сама с собой. В процессе сотворения мира Она совершила ошибку и начала уничтожать этот мир. Брахма сказал Шиве, чтобы тот остановил разрушение — и Он распростерся перед Нею. Во избежание Его гибели Она прекратила разрушение мира. Шива настоял на том, чтобы Она восстановила разрушенную часть, и Она извергла Ее из Себя. Она
проглотила весь мир. Вот поэтому Ее язык высунут, когда она стоит на Шиве.

Имя Дакшина-Кали, согласно современному автору, означает выдающееся положение Кали. Имя появилось в связи с историей о том, как бог Яма, царь мертвецов, живущий на юге (дакшина), услышав имя Кали, в испуге бежал, и с тех пор никогда не мог забрать в свое царство Ее почитателей, т.е. поклонение Кали побеждает смерть, и Она — Та, что превосходит правителя юга (Яму) и зовется Дакшина-Кали. Имя также происходит, согласно некоторым свидетелям, от дакшины, или дара, подносимого священнику после совершения ритуала, без которого ритуал не будет эффективным.

Кали — та реальность, без которой ничто не будет иметь эффекта. Она — всепронизывающая Шакти. До меня также доходили сведения, что имя Дакшина-Кали имеет отношение к тому, что на этом изображении Кали ставит свою правую ногу (дакшина) на грудь Шивы. Это звучит правдоподобно, так как несколько свидетелей
упоминали форму Кали, известную как Вама-Кали («левостороннюю» Кали), где Кали изображена с левой ногой, стоящей на груди Шивы. Вама-Кали считается чрезвычайно опасной, и Ей редко поклоняются, за исключением людей с героической природой. Описания или изображения Вама-Кали редки.Наконец, Ее зовут Дакшина-Кали потому, что Ей поклоняется Дакшина-Бхайрава, т.е. Шива, о котором часто говорится как о высшей реальности.

Четыре руки Кали символизируют полный круг творения и разрушения, который содержится внутри Нее или
охвачен Ею. Она представляет собой неотъемлемые творческие и разрушительные ритмы вселенной. Ее правые руки, сложенные в жесте «не страшитесь» и дарования милостей, символизируют творческий аспект Кали, а левые руки, держащие окровавленный меч и отрубленную голову — разрушительный аспект.

Три Ее глаза олицетворяют солнце, луну и огонь, с помощью которых Она может контролировать три режима времени: прошлое, настоящее и будущее. Окровавленный меч и отрубленная голова также символизируют
уничтожение неведения и нисхождение знания. Этот меч — меч знания, или бескорыстной садханы, разрубающей узлы неведения и разрушающей ложное сознание (отрубленная голова). Этим мечом Кали открывает ворота свободы, разрубив восемь уз (паша), связывающих людей.

Кроме ложного сознания, истекающая кровью отрубленная голова также означает истечение гуны раджаса (страстные наклонности), что полностью очищает адепта, который наполняется саттвическими (духовными) качествами в своем пробуждении к истине. Отрубленная голова также интерпретируется как голова ребенка и, таким образом, символизирует природу достигшего совершенства практикующего, который, подобно Рамакришне, достиг состояния невинности ребенка.

Высунутый язык Кали и острые клыки олицетворяют победу, одержанную над силой раджаса (красный язык)
силой саттвы (белые зубы). Таким образом, Кали полностью состоит из саттвы, Она совершенно духовна по Своей природе, превзойдя всю скверну, содержащуюся в других гунах.

Чернота Кали также говорит о Ее всеобъятной, всепоглощающей природе, поскольку черный — цвет, в котором
исчезают все другие цвета; черный поглощает и растворяет их. Или же говорится, что черный символизирует полное отсутствие цвета, опять же означая ниргуна (отсутствие характеристик) природу Кали как высшей реальности. В любом случае черный цвет Кали символизирует превосхождение Ею всех форм.

Нагота Кали имеет сходное значение. Она указывает на то, что Она совершенно выходит за пределы имени и формы, за пределы иллюзорных воздействий майи (ложного сознания), что Она полностью трансцендентна. Считается, что Ее нагота олицетворяет совершенно просветленное сознание, не поддающееся влиянию майи.

Кали— сияющий огонь истины, которую невозможно скрыть под покровом неведения, представленным майей. Эта истина просто сжигает его.

Жилище Кали, место кремации, имеет схожее значение. В месте кремации происходит растворение пяти элементов (панча махабхута). Кали обитает там, где происходит растворение. В смысле почитания, ритуального поклонения и садханы, это обозначает растворение привязанностей, гнева, похоти и других закабаляющих эмоций, чувств и представлений.

Сердце преданного находится там, где происходит это сожжение, а Кали пребывает именно в сердце. Садхака помещает Ее образ в сердце, и под его воздействием сжигает все ограничения и неведение в погребальном костре. Этот внутренний погребальный огонь в сердце есть огонь знания, джянагни, который дарует Кали.

Асана (сидение) Кали в виде лежащего навзничь тела Шивы (иногда говорится, что это труп, или что он подобен трупу), символизирует то, что Ее почитатели отдали Ей свои жизни, вручили Ей само свое дыхание. Принеся в жертву себя (свое эго) Ей, они умирают и становятся подобны трупу. Только тогда Кали входит в их сердца, освобождая их от мирских забот. Кали, стоящая на Шиве, олицетворяет благословение, которое Она дает Своим преданным.

Согласно другой интерпретации, Шива представляет собой пассивный потенциал созидания. В философии йоги
Он — пуруша (букв. «мужчина»), неизменный, лишенный характеристик аспект реальности, в то время как Кали — активная пракрити (природа физического мира). Согласно такому представлению, Кали и Шива вместе символизируют высшую реальность.

Еще одно истолкование Кали, стоящей на Шиве или занимающейся с Ним сексом в перевернутой позиции (випа-рита рати), говорит, что это символизирует инволюцию медитации, те средства, с помощью которых человек «воссоздает» вселенную для того, чтобы пережить блаженный союз Шивы и Шакти.Тема йогической медитации, «идущей против течения», направляя процесс творения в обратную сторону, довольна древняя. То, что мужские и женские роли поменялись местами в образе Дакшина-кали, может указывать на этот процесс инверсии.

Гирлянда из отрубленных голов олицетворяет звуки алфавита и представляет Кали в виде шабда-брахмана, всепронизывающей сути реальности, проявленной в звуке, особенно в изначальном звуке ОМ. В некоторых текстах говорится, что гирлянда состоит из пятидесяти отрубленных голов и черепов, таким образом означая пятьдесят букв санскритского алфавита. Из различных семян звука (биджа) возникает все творение, и Кали отождествляется с этой основной силой.

Ее пояс из отсеченных рук говорит о разрушении кармы садхаки. Руки олицетворяют собой деяния, поступки — карму, и закабаляющие воздействия этой кармы превосходятся, отсекаются садханой, посвященной Кали, или преданностью Ей. Она благословила преданного, освободив его от кармы.

Другие изображения или формы Кали подтверждают эту связь с высшей реальностью или высшей духовной реализацией. Гухья-кали изображают с впавшими глазами, страшными зубами, постоянно вращающимся языком, свалявшимися волосами и огромным животом, с украшением из змей и в сопровождении своей свиты.

Змея — Ее священный шнурок; Она восседает на ложе из змей, над Ее головой возвышается тысячеголовый космический змей Ананта; и Она окружена змеями. Символизм змей довольно сложен, но в этом случае он указывает на космическое превосходство Кали. Подобно Вишну, например, Ее охраняет Ананта, что говорит о том, что она есть первозданная творческая сила. Считается, что змеи также обладают мистической мудростью и огромным богатством, которые они получили благодаря своей связи с подземельем. Их способность сбрасывать кожу и обновляться делает их символами преображения.

Змеи — пороговые существа в том смысле, что они умеют проникать в различные зоны вселенной, земли и подземелья. Как существа, живущие одновременно на земле и под землей, они передвигаются между космических планов и также между состояниями существования, между царствами живых и мертвых. Кали в дружеских отношениях с этими таинственными, наделенными силой, пороговыми существами, что говорит о Ее преображающей природе и силе.

Многие дхьяна мантры различных форм Кали также упоминают то, что она пьет вино или кровь, держа чаши из черепов, наполненные вином или кровью, или то, что Она находится в опьянении. Сиддха-Кали пьет кровь из черепа, который Она держит в левой руке. Гухья-Кали и Ракша-Кали (которую иногда называют Маха-Кали) потягивает вино. Шмашана-Кали носит череп, наполненный вином в правой руке и считается постоянно опьяненной. Хотя, возможно, несколько различных истолкований этой характеристики Кали, Ее опьянение указывает на измененное состояние сознания, возможно, нисхождение освобожденного сознания, в котором все ограничения, условности преодолены.

Ошеломляющее присутствие образов смерти во всех описаниях Кали также можно понимать как символ преображающей природы богини и, следовательно, Ее связи с высшим знанием, мудростью и просветлением. Что, как не смерть, величайшее преображение, которое переживает человек, может драматично передать радикальную перемену?

Что касается отсеченных голов и черепов, украшающих почти все Ее формы, образы смерти (трупы, места сожжений, отрубленные части тела) указывают на то, что Кали стоит на пороге перемены, что Она — проводник, который ведет садхаку от одного состояния бытия, одного состояния сознания к другому, что она повелительница перемены и преображения.

Способ ритуального поклонения Кали в тантрической традиции может также свидетельствовать о Ее связи с высшей реальностью. По свидетельству свами Аннапурнананды, тантрическая садхана, посвященная Кали, применяется в практической Адвайта Веданте (монизм), в которой практикующий стремится разглядеть базовую тождественность «я» и высшей реальности, Брахман, представленных Дакшина-Кали. Во время Кали садханы, адепт создает Ее образ из самого себя, совершает ему поклонение, отождествляясь с ним, а затем снова отпускает в себя.

В этом процессе (описанном в части I) садхака осуществляет, ритуально и в уме, собственную смерть и разрушение, после чего он воссоздает космос, в центре которого находится Кали. Такие ритуалы, как нъяса, в которых семянные слоги божеств помещаются на тело практикующего, таким образом отождествляя его с различными аспектами вселенной, а также бхута шуддхи — ритуал, в котором садхака представляет разрушение и воссоздание космоса, — ритуальные инструменты, с помощью которых ограниченное эгоцентричное отождествление подрывается. Этот процесс нацелен на расширение личности адепта до вселенских масштабов, до тех пор, пока не уничтожится понятие «я» или «мое». Цель состоит в полном отождествлении с Кали, символом абсолюта, превосходящего имя и форму, индивидуальность и специфичность.

В некоторых аспектах кашмирского шиваизма, который можно назвать динамическим идеализмом, стадии и ритмы сознания считаются базой реальности и отождествляются с двенадцатью Кали. Это означает, что Кали в ее различных формах служит символом сознания как такового, и также процессов, в соответствии с которыми совершается познание и приобретается знание. Тождественная этим процессам, Кали воспринимается как сокровенная суть реальности и наиболее подходящий символ этой сути.

Д. Кинсли «Десять Махавидий»

Страница с комментариями

  1. Проще надо, проще… Вспомните историю явления Кали. Демоны начали обижать человечество, и Дурга, Богиня-Мать, разгневалась. Из её гнева возникла Кали-Ма. Каждый из 33х богов подарил ей оружие, и для каждого у неё нашлась рука. Затем она отправилась уничтожать демонов. Она была в страшной ярости. (А вспомните вашу маму, когда она выходила во двор, чтобы защитить вас). Кали, в одиночку, уничтожила огромную армию демонов, но гнев её не утих, и она продолжила крошить трупы врагов. Никто из богов не мог остановить её, и тогда они обратились к Махадэву-Шиве. Шива лёг на её пути, и тогда она ЧУТЬ не наступила на Него. Но наступать на мужа нельзя. И Кали успокоилась, и ушла в Гималаи медитировать, сказав, что если кто-то будет обижать Её детей — людей, то она вернётся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.