Махавидьи: Трипура-Сундари — Краса Трёх Миров

Трипурасундари

Трипура-Сундари, также появляющаяся в группе Махавидий под Именами Шодаши, Лалита, Камешвари, Шри-Видья и Раджараджешвари, часто следует третьей, после Кали и Тары. Ее также иногда называют, вместе с Кали и Тарой, Ади (изначальной) Махавидьей, что свидетельствует о том, что Она занимает высокое положение в группе, и что Она, подобно этим двум Богиням, олицетворяет Собой совершенное видение реальности.

Согласно другим источникам, Она представляет собой взгляд, предшествующий стадии просветленного сознания, уровню сознания, пронизанного саттвическими качествами, но в котором не достает полноты полностью просветленного сознания, превосходящего все качества и формы, т.е. ниргуны, воплощенного в Кали.

Ее дхъяна мантра дает следующее Ее описание:

Она пронизана светом восходящего солнца. В четырех Своих руках Она держит аркан, стрекало, стрелы и лук » .

Дальнейшие детали Ее внешности можно найти в известном гимне в Ее честь, Лалита-сахасранаме, в котором говорится, что Она восседает на троне, подобно царице (Имена 2 и 3), носит драгоценности (Имена 13 и 14), отмечена благоприятными знаками замужней женщины (Имена 16-25), обладает пышной грудью и тонкой талией (Имя 36); месяц украшает Ее чело, а улыбка сражает Шиву, хотя и сам Он является повелителем страстного желания (Кама) (Имя 28). Она сидит на ложе из трупов Брахмы, Вишну, Шивы и Рудры (Имя 249) и прислуживают Ей Брахма, Вишну, Шива, Лакшми и Сарасвати (Имя 614).

Иконографически Она часто изображается сидящей на лотосе, который помещается на лежащем навзничь теле Шивы, в Свою очередь лежащего на троне, ножки которого — боги Брахма, Вишну, Шива и Рудра. Иногда лотос растет из пупка Шивы. В других случаях он растет из Шри-чакры, янтры Трипура-Сундари. В таком изображении Богиня представлена как самовозникающая, поскольку Шри-чакра отождествляется с самой Богиней (см. ниже).

В одном месте говорится, что Она сидит на коленях Шивы в форме Камешвары, «властелина желания». Вамакешвара-тантра говорит, что Трипура-Сундари живет на гималайских вершинах; что поклоняются Ей мудрецы и небесные нимфы; что тело Ее подобно кристаллу; что носит Она тигровую шкуру, змею в виде гирлянды вокруг шеи, и волосы Ее связаны в джату; Она держит трезубец и барабан; украшена драгоценностями, цветами и пеплом и ездит верхом на большом быке.

Саундаръялахари и Тантрасара описывают Ее подробно с головы до ног. В Тантрасара дхъяна-мантре говорится, что Она сияет драгоценностями из корон Брахмы и Вишну, павших к Ее ногам в полном преклонении. Интересно заметить, что в Тантрасаре нет никаких явных указаний на Ее связь с Шивой, как в других описаниях.

Мифология и характеристики

Трипура-Сундари (Шодаши) пользовалась очень широкой известностью как значительная тантрическая Богиня до того, как Она была включена в группу Махавидий. Она занимает важное положение и в Кашмире, и в тантре Южной Индии. Ей поклонялись с давних пор на юге Индии, где Она занимает центральное место в популярном и сложном культе под названием Шривидья.

Хотя Ее часто описывают в антропоморфических чертах, Ее культ, до сих пор процветающий по всей Индии, но в особенности на юге, построен на поклонении и медитации на Ее мантре — Шривидья-мантре, а также Ее янтре — Шри-чакре. Это поклонение происходит практически без исключений конфиденциальным и тантрическим образом.

Самое раннее упоминание о Шривидье (форма Богини в виде мантры) встречается в тамильской работе Тирумантирам, написанной Тирумуларом, жившим в VII в. н. э. К IX в. культ Шривидьи упоминается в трудах на санскрите, и некоторые тексты, прославляющие Ее, приписываются перу знаменитого южно-индийского философа Шанкары (788-820). Несколько текстов, в которых фигурирует Трипура-Сундари, появились в тот же период в Кашмире, где Она заняла место Богини, имеющей высокую важность. Особенно стоит упомянуть Вамакешвара-таНтру, на которую было написано несколько важных комментариев.

На протяжении XIII и X IV вв. культ Шривидьи широко распростанился и в Кашмире, и в Южной Индии, несколько значительных комментариев было написано на более ранние работы. Ее культ постепенно стал популярен в Бенгалии, с некоторыми северными вариациями, и теперь поклонение Ей и Ее слава распространились по всей Индии.

Несмотря на тенденцию культа Шривидьи оставаться тайным и эзотерическим, известны гимны Богине, проникнутые сильным духом бхакти. Нававаранакирти Муттусвами, композитора, автора произведений в знаменитом стиле карнатакской музыки, содержит несколько известных примеров таких гимнов, и исполняются они публично, вне эзотерического тантрического контекста.

Хотя храмов, где Трипура-Сундари поклонялись бы в Ее антропоморфической форме, немного, Ее принято отождествлять с определенными значительными богинями Южной Индии. Ее присутствие во многих храмах скорее отмечено Шри-чакрой, чем антропоморфическим изображением.

Иногда встречается изображение другой Богини, связанной со Шри-чакрой, и таким образом Она отождествляется с Трипура-Сундари, Чья сущностная форма идентична Шри-чакре. Например, в храме знаменитой южно-индийской Богини Минакши в Мадурай продаются монеты с изображением Минакши в антропоморфической форме на одной стороне и Шри-чакрой — на другой. Также продаются картинки с изображением Минакши, стоящей над Шри-чакрой. Другой пример: богиня Акхиландешвари Тиручирапалли, которая изображается с серьгами в виде Шри-чакры .

В других случаях внешность конкретной Богини может настолько напоминать Трипура-Сундари, что трудно отличить одну от другой. Это относится и к богине Камакши в Канчипураме, описания которой отличаются от описаний Трипура-Сундари совсем незначительно. Шри-чакра также представлена в иконографии Камакши.

В Варанаси есть храм Раджараджешвари. Раджараджешвари — частый эпитет Трипура-Сундари. Говорится, что Она обладает силой привлекать людей и что можно почувствовать силу Ее притяжения во время Ее даршана. Никто не может провести ночь в Ее храме, и людей, находящихся какое-то время в Ее присутствии, Она сводит с ума. Священники этого храма долго не живут.

Мне говорили, что Она незамужняя Богиня, но снаружи Ее храма есть Лингам, что указывает на присутствие Шивы. Также есть храм Раджараджешвари в деревне Бангараму в Уттар Прадеше. В Гарбха грихе (святая святых индуистского храма — прим. пер.) помещен образ, окруженный двумя Шивалингамами. Богиня держит оружие, и лицо Ее темного цвета. Шива лежит перед ней. На панно в передней части Ее трона изображены пять богов, сидящих на лотосах с разным числом лепестков. Брахма, Вишну и Шива вполне различимы и представляют собой ножки трона, на котором сидит Богиня, что является частым атрибутом Ее описаний, в которых говорится, что боги поддерживают Ее .

Мне также говорили о храме Хамсешвари-Дэви (эпитет Трипура-Сундари) в деревне Бансберия возле Хугли в Бенгалии. Это шестиэтажный храм и центральный образ его — Трипура-Сундари, восседающая на лотосе, растущем из пупка Шивы, лежащем на другом лотосе, который покоится на изображении Шри-чакры. В храме находятся пятнадцать черных Лингамов и шестнадцатый — белый.

Шестнадцатый может символизировать Трипура-Сундари как Шодаши, «шестнадцатцатую» или «Ту, что превосходит или включает пятнадцать лунных титх» (лунных дней; см. ниже). В храме также есть три лестницы: одна справа от образа, другая слева, а третья спускается в храм. Вероятно, они символизируют три нади (каналы) кундалини-йоги, а взятые вместе,— всю совокупность мироздания. Похожий по конструкции храм сейчас строится в Варанаси.

Трипура-Сундари также занимает важное место в непальском городе Бхактапуре. Там Ее связывают с группой Богинь, называемых Аштаматрика, «восемь матерей». Эти восемь Богинь, у каждой из Которых есть храм, или питха, создают защитный круг вокруг Бхактапура. В центре храм Трипура-Сундари. Как девятая и центральная Богиня в группе, Она считается самой главной среди остальных, верховной Богиней. Интересно также и то, что среди Аштаматрик находятся две другие Махавидьи — Кали и Лакшми.

Главная история в мифологии Трипура-Сундари связана с Ее победой над демоном Бхандой. Миф повествует о том, как Шива уничтожил Каму, бога любви, когда тот пытался отвлечь Шиву от медитации. Впоследствии один из ган (спутников или последователей) Шивы создает человека из пепла Камы-дэвы. Затем этот человек обращается к Шиве с просьбой научить его мощной мантре, на что Шива любезно соглашается. Повторяя эту мантр, можно получить половину силы противника.

Шива также дарит этому человеку власть над миром на шестьдесят тысяч лет. Шива хвалит его словами «Бханд! Бханд!» («Хорошо! Хорошо!»), но из-за того, что он родился из гнева Шивы, когда тот испепелил Каму, он обращается в опасного яростного демона. Он строит город, соперничающий величием с городом богов, управляемым Индрой. Когда Бханда нападает на Индру, тот по приказу мудреца Нарады обращается к Трипура-Сундари за помощью. Индра также дает указания своим союзникам завоевать расположение Богини подношениями собственной крови и плоти наряду с ведийскими обрядами. В конце этого ритуала Богиня появляется и соглашается помочь богам.

Между тем шестьдесят тысяч лет, отведенных Бханде на мировое господство, подходят к концу. Во время осады города Индры боги устраивают свадьбу Шивы и Трипура-Сундари. Через некоторое время Богиня вместе со своими подругами (шакти) отправляется на битву с Бхандой и его войском. Трипура-Сундари создает множество оружия из аркана и стрекала, которые носит в руках. Бханда поражен, увидев состоящую из женщин армию, и предрекает их неспособность сражаться, о чем говорит Имя Их предводительницы, Лалиты (нежная и хрупкая).

Но Трипура-Сундари и Ее войско одерживают верх над Бхандой и его армией. В ходе сражения два главных противника, Трипура-Сундари и Бханда, создают из своих тел всевозможных существ. Бханда создает несколько демонов, имена которых хорошо известны в индуистской мифологии, а Трипура-Сундари противостоит им, создавая соответствующее Божество или аватара для победы над демонами.

Бханда, например, создает Хираньякшипу. Лалита в ответ создает Нрисимху, который в хорошо известном вайшнавском мифе побеждает Хираньякшипу. Бхандасоздает Равану, а из ногтей Трипура-Сундари появляется Рама. В ходе битвы Бханда также создает Махишасуру. В ответ богиня создает Дургу, украшенную драгоценностями, подаренными Ей множеством богов. Затем Дурга убивает Махишасуру, как описано в знаменитой Дэви-махатмье.

Наконец, Богиня одерживает победу над самим Бхандой. После боя боги, возглавляемые женой Кама-дэвы, Рати, просят Трипура-Сундари воскресить бога любви, уничтоженного Шивой. Она исполняет их просьбу, и желание снова восстановлено в мире. Боги в один голос поют ей славу.

Миф определяет некоторые основные характеристики Трипура-Сундари. Ее главная роль — охранять благополучие богов и стабильность космоса. Сама Она — источник нескольких аватаров Вишну, которых Она создает, чтобы сокрушить демонов в сражении с Бхандой. Говорится, что у Трипура-Сундари есть другие формы, которые называют аватарами. Они включают Богиню Кали, Кумари, Чандику, Бхарати и Гаури.

Этот миф и другие отрывки, в которых перечислены Ее различные проявления, созданные для поддержания мира, утверждают Трипура-Сундари в роли трансцендентной защитницы космоса, источник происхождения известных божеств и аватаров, великого режиссера за кулисами, верховную надзирательницу за космическими процессами.

В Лалита-сахасранаме Она названа Той, из Десяти Ногтей которой Возникают Десять Форм Вишну (Имя 88). В том же тексте указаны Ее Имена, подчеркивающие Ее роль воина, например: Та, что Сокрушает Демонов (Имя 318), Та, что Исполняет Желания Воинов (Имя 493), Военачальница (691), Та, которой Поклоняются Воины (мя 777) и Мать Воинов (Имя 836).

Вкратце миф и гимны, посвященные Ей, изображают Трипура-Сундари великой царицей поля боя, подобной Дурге, и подчеркивают Ее роль защитницы космического порядка. Роль воина Трипура-Сундари дополняют Ее царственные характеристики. В Лалита-сахасранаме Ей поклоняются цари (Имя 305). Ей нравится властвовать (686) и подчинять все миры (Имя 698).

Один из самых Ее популярных эпитетов — Раджараджешвари, «царица царей». Другое Ее Имя — Шри, связано с Ее суверенностью. Тем не менее Она во многом отлична от Богини, также известной как Шри, супруги Вишну, и чаще имеет отношение к Шиве, как мы увидим ниже.

В более вселенском масштабе Трипура-Сундари отвечает за три основных космических функции созидания, поддержания и разрушения. Она либо выполняет их Сама, либо создает Брахму, Вишну и Шиву, исполняющих эти роли, и руководит Ими. В Саундарьялахари говорится, что вся вселенная сотворена из крошечной частички пыли с Ее ступни.

Из этой частички Брахма сотворяет вселенную, которую с трудом поддерживает Вишну в форме Васуки, многоголового змея. В Лалита-сахасранаме Она восседает на пяти трупах Брахмы, Вишну, Рудры, Ишвары и Садашивы (имя 249). В гимне Ее тысячи Имен в Вамакешвара-тантре Она названа Повелительницей Всего, Матерью Мира и Матерью Вед.

Она — воплощение удачи (саубхагья) и в этом отношении напоминает богиню Шри, супругу Вишну. Ее описывают, и часто со всеми подробностями, со множеством украшений и в роскошных одеждах. Говорится, что Она дает любые благословения, исполняет все желания, воплощает саму чистоту (суддха), обладает спокойным мирным нравом и исполнена саттвических качеств.

Трипура-Сундари также часто описывают как исключительно привлекательную, красивую и склонную к эротике. Лалита-сахасранама подробно говорит о Ее прелестях — от ступней до макушки (13-51), и большая часть Саундарьялахари также посвящена Ее привлекательной внешности.

Говорится также, что Она возжигает желание, пронизывает мироздание желанием и сама воплощает желание, т. е. бога любви Кама-дэву или его супругу Рати. В Лалита-сахасранаме Она названа Желанной (Имя 321); Наполненной Эротическими Настроениями (Имя 376); Той, Чья Форма — Желание Женщин (Имя 454); Той, что Вызывает Чувство (Имя 466); Той, что Очаровывает (Имя 562); Той, чья Форма — Сексуальное Желание (Имя 796); и Той, что Переполнена Желанием и Наслаждением (Имя 863).

Саундарьялахари говорит, что Кама — бог любви, навевающий чары на весь мир, получил свои силы от одного взгляда Богини. Также сказано, что Ее взгляд может вернуть сексуальную привлекательность и силу даже дряхлому старику, безобразному и пассивному в искусстве любви. Прапанчасара-тантра говорит, что поклонение Ей имеет такое эротическое воздействие, что небесные нимфы, такие как гандхарвы, якши и сиддхи, приходят к садхаке «с глазами, как у газелей, томно дыша с дрожью в теле… покрытые жемчужной испариной страсти, выбросив украшения и позволив одеждам упасть, склоняются перед ним и предлагают исполнить его волю».

Несколько Имен, связывающих или отождествляющих Богиню с женским половым органом в гимне Ее тысячи имен в Вамакешвара-тантре, также указывает на эротический характер Богини. В Калика-пуране, Бала-трипура-сундари (юная девушка,
блистающая красотой в трех мирах) считается символом красоты и сексуальности, и поклоняются Ей посредством обожания живой девушки тантрическим методом левой или правой руки .

Йогини-тантра советует садхаке созерцать изображение обнаженной шестнадцатилетней девушки и представлять, как каждая часть ее тела сливается с его телом. В Трипура-рахасье Трипура создает девять шакти, некоторые из них имеют эротические ассоциации: например, Камешвари, Бхагамалини (носящая гирлянду йони), Нитьялинна (постоянно влажная), и Бхерунда (беременная).

Такие Bмена также свидетельствуют о связи Трипура-Сундари с плодородием и ростом. Лалита-сахасранама называет Ее Жизненной Силой (Имя 767); Той, что Дает Жизнь (Имя 783); и Той, Чья Форма есть Жизнь (Имя 784). Гимн Ее тысячи Имен в Вамакешвара-тантре называет Ее Матерью, Управляющей Рождением. Ее часто связывают с самой землей, и говорится, что Она и создает, и поддерживает землю.

Ее природе также близка связь с питанием и едой как с основой силы и роста. В Лалита-сахасранаме Она названа Махи и Дхарой, что в обоих случаях означает «земля» (Имена 718 и 955) и отождествляется с питанием (Имя 444) и самой пищей (Имя 699). Она также зовется Джагаддхатри, «няня мира» (Имя 935).

В большинстве случаев Трипура-Сундари характеризуется именами и качествами, подчеркивающими Ее прекрасную, приносящую удачу, плодородную и милостивую природу, и это связывает Ее с богатством, царской властью, защитой дхармы и победой над демонами. Ее часто описывают как терпеливую, послушную жену либо Шивы, либо Вишну.

Другие качества Трипура-Сундари, однако, представляют собой аспекты, не вписывающиеся в такой Ее портрет. Иногда о Ней говорится как об ужасающей, дикой и, возможно, опасной. Хотя ни одно из Ее главных Имен (Трипура-Сундари, Шривидья, Шодаши, Лалита или Раджараджешвари) не указывает на этот аспект Богини, его присутствие во многих текстах, содержащих Ее описание, не отрицается.

Как контраст обычным описаниям Трипура-Сундари, облаченной в сверкающие одежды с сияющими драгоценными украшениями, звучат отрывки из Вамакешвара-тантры, где Она предстает обнаженной или одетой в шкуры животных и носит волосы докатой, в аскетическом стиле. Она носит череп, пепел, и вокруг шеи у Нее змея вместо ожерелья; у Нее большой и длинный язык, страшные клыки, растрепанные волосы и вид скелета. Во многом Она схожа с Кали, с которой иногда отождествляется.

Существует даже один миф, объясняющий идентичность Трипура-Сундари и Кали. В Пранатошини (труде, предположительно написанном в Бенгалии в XVII в. н.э.) рассказывается, что однажды Шива обратился к Кали по Имени в присутствии пришедших в гости небесных дев, позвав Ее «Кали, Кали» («Черная, Черная»), что было воспринято Ею как оскорбление. Она покинула Шиву и твердо решила избавиться от темного цвета кожи при помощи аскезы.

Позже мудрец Нарада посетил Кайлас и, увидев Шиву в одиночестве, спросил, где Его жена. Шива пожаловался, что Она бросила Его и исчезла. С помощью йогических сил Нарада обнаружил Кали живущей на севере от горы Сумеру, и отправился туда, чтобы попытаться убедить Ее вернуться к Шиве. Он сказал Ей, что Шива думает о женитьбе на другой Богине и что Она должна вернуться немедленно и помешать этому.

К тому времени Кали избавилась от своей темной наружности, но еще не осознавала этого. Появившись перед Шивой, Она увидела Свое светлое отражение в сердце Шивы. Думая, что это другая Богиня, Она стала ревновать и злиться. Шива Ей посоветовал присмотреться внимательней, оком мудрости, говоря Ей, что в Его сердце Она увидела себя.

История заканчивается тем, что Шива говорит преображенной Кали: «Поскольку Ты приняла такую прекрасную форму, прекрасную в трех мирах, отныне Имя Твое будет Трипура-Сундари. Ты всегда будешь оставаться шестнадцатилетней, и звать тебя будут Шодаши».

Имена: Трипура-Сундари, Шодаши и Лалита

В текстах, посвященных Трипура-Сундари, часто встречаются размышления о значении Ее имен, которым обычно присущ скрытый или мистический смысл. Такие размышления выявляют дополнительные стороны Ее характера и дополнительные связи с представлениями индуистской философии, мифологии и духовной практики. Чаще всего встречаются Имена Трипура-Сундари, Шодаши и Лалита.

Имя Трипура-Сундари, самое очевидное значение которого «Та, что Прекрасна в Трех Мирах», наводит на характерное размышление, касающееся различных триад индуистской философии, мифологии и садханы. В процессе соотнесения Трипура-Сундари с этими триадами, тексты обычно говорят, что Она тем или иным образом отождествляется с высшей сущностью или совершенной реальностью.

Калика-пурана предлагает несколько истолкований такого рода. Она зовется Трипурой, говорится в тексте, потому что она отождествляется с треугольником (трикона), символизирующим йони и формирующим ее чакру (см. ниже). Треугольник в культе Шривидья, как мы увидим далее, — первозданная форма, из которой проистекает творение, и имеет прямое отношение к силе воспроизведения йони.

Она названа Трипура, потому что Ее мантра (см. ее обсуждение далее) состоит из трех пучков или слогов. Этим Трипура отождествляется с алфавитом, из которого происходят все звуки и слова и который, как часто считается, занимает
главенствующее место в тантрической космологии. Кроме того, Она тройственна, поскольку выражена в Брахме, Вишну и Шиве в роли созидательницы, защитницы и разрушительницы вселенной. Она также тройственна, так как представляет собой субъект (мата), инструмент (мана) и объект (мен) всего. И здесь снова Она отождествляется с реальностью, выраженной посредством речи, включающей говорящего, высказывание, и объекты, к которым относятся слова.

Камакала-виласа (13-40) говорит, что Трипура-Сундари трехгранна, поскольку Она олицетворяет три вида и три цвета бинду (семени и сути): красный, белый и смешанный. Это может касаться сексуальных жидкостей: красный — женская сексуальная жидкость, белый — семя мужчины, а смешанный — союз обоих.

Смысл этого состоит в том, что Богиня символизирует оба сексуальных полюса во вселенной и их высший союз. В том же тексте говорится, что тройственнойсть Богини объясняется тем, что пребывает в Соме, Сурье и Агни, т. е. луне, солнце и огне. Таким образом, Она вездесуща и всеобъемлюща, как свет и огонь.

Далее текст говорит, что она тройственна, потому что связана с тремя главными питхами, или священными центрами Богини: Камарупа, Джаландхара и Пурнагири. Природа Ее тройственна еще потому, что Она воплощает в себе три основных силы: иччха шакти (воля), джняпа шакти (сознание, знание) и крия шакти (действие).

В своем комментарии к Лалита-сахасранаме Бхаскарарая говорит, что Богиня зовется Трипура-Сундари, потому что «Она старше трех богов — Брахмы, Вишну и Шивы». Он также говорит, что Богиня обладает тройственной природой, так как отождествляется с тремя главными каналами тонкого тела в кундалини йоге, представляющих космическую завершенность.

Бхаскарарая пишет далее в своем комментарии: «Существует три Бога, три Веды, три огня, три энергии, три тона (свара), три мира, три места обитания, три священных озера, три касты… Все, что тройственно в мире, как, например, три объекта человеческого желания, все это, О, Божественная, в действительности принадлежит Твоему Имени». Шивананда говорит, что Богиня тройственна, потому что обладает «природой Шивы, Шакти и Атмана».

Имя «Шодаши», похоже, не так привлекает внимание комментаторов, но все же мы находим размышление по поводу его скрытого значения. Буквально, это Имя значит «шестнадцатилетняя». Богов принято описывать как вечно шестнадцатилетних, поскольку этот возраст считается самым прекрасным и энергичным. Именно так это Имя и объясняется в мифе, пересказанном выше, в котором Шива переименовывает преображенную Кали в Трипура-Сундари и Шодаши. Имя также можно понимать как «Та, что Обладает Шестнадцатью (добродетельными) Качествами».

В более эзотерическом смысле, Имя может означать «шестнадцатая», или «Та, что Является Шестнадцатой». В этом случае, оно, возможно, касается лунных фаз, лунных титх, пятнадцать из которых составляют светлую половину лунного месяца (шукла пакши), а другие пятнадцать — темную половину (кришна пакши). Эти титхи часто представлены в виде Богинь.

Как шестнадцатая, Шодаши — Та, что Превосходит Все Фазы, или ритмы времени. Или же Ее можно понимать как дополнительный элемент, который дает отдельным титхам толчок к росту и убыванию, как реальность, лежащую в основе космических ритмов и управляющую космосом, в соответствии с определенным порядком. Как точка пересечения лунных фаз, Она — мистический элемент, выходящий за пределы и в то же время включающий все.

Добавление шестнадцатого элемента к обычным пятнадцати напоминает добавление четвертого элемента к установившимся триадам. «Шестнадцатый» элемент намеренно играет на символизме «плюс один», т.е. набор из трех или пятнадцати плюс еще один элемент… Шестнадцатый элемент, как и четвертый в комплекте из трех, включает в категорию и охватывает другие, и в то же время завершает символическую модель значений.

Считается, что Имя Лалита, Прекрасная, также имеет универсальное, космологическое или мистическое значение. Бхаскарарая говорит:

Мудрые говорят: «Слово Лалита имеет восемь значений, а именно блеск, проявление, сладость, глубина, устойчивость, энергия, милость и щедрость; все это восемь человеческих качеств».

В Кама-сутре говорится:

Лалита означает эротические действия, а также нежность; поскольку Она обладает всеми перечисленными выше качествами, Ее называют Лалита.

Также сказано:

Тебя недаром называют Лалитой, поскольку у Тебя девять божественных слуг [В Шри-чакре, см. ниже] и Твой лук сделан из сахарного тростника, Твои стрелы —  цветы, и все, что связано с Тобой, прекрасно (Лалита)!

Ясно, что эти комментарии по поводу значения Имен Трипура-Сундари начинаются с утверждения о том, что Она является высшей реальностью, или же самой реальностью, и с обнаружения в Ее эпитетах мистических значений, это подтверждающих. Как бы Она ни звалась: Лалита, Шодаши, Трипура-Сундари или каким-нибудь другим из множества обычных Ее Имен, Она — Царица Вселенной, от которой происходит все, в ком все пребывает и кем будет разрушено.

Шривидья-мантра и Шри-чакра

Теоретики культа Шривидья отождествляют богиню Трипура-Сундари со Шривидья-мантрой и Шри-чакра-янтрой. Можно допустить отождествление Шривидья-мантры с Ее мантрой, а Шри-чакры — с Ее янтрой, как с выраженными звуком и диаграммой символами Богини, представленной в антропоморфической форме.  Однако, последователи этого культа, напротив, настаивают на том, что мантра и чакра — это Она Сама.

В самом деле, они говорят, что антропоморфическое изображение Богини — Божества, описанного в мифах и прославляемого в гимнах, обладающего характеристиками и физической внешностью, и также совершающего действия и выполняющего какие-то роли, — грубая форма, которая до какой-то степени скрывает Ее сущностную природу.

Согласно представлениям культа Шривидья, этот физический антропоморфический аспект Богини — Ее стхула форма, считающаяся грубой по сравнению с Ее тонкими (сукшма) и высшими (пара) проявлениями, которые в свою очередь отождествляются с Ее формами, как мантра и чакра соотвественно.

И мантры, и янтры имеют первостепенное значение в тантрической садхане. Тем не менее Трипура-Сундари в культе Шривидья сильнее, чем другие Махавидьи, подчеркивает важность мантр и янтр в поклонении и осмыслении этих Богинь. Поэтому следует остановиться подробнее на значении мантры и янтры, рассмотрев, каким образом они передают суть Трипура-Сундари и как связаны с Ней.

Первое, что следует подчеркнуть — это то, что мантра и янтра в культе имеют статус прямых откровений, а не человеческих или культурных концепций. Они не являются полуоткровениями, т.е. всего лишь ключами к разгадке или аспектами трансцендентных Богинь. Они и есть Сами Богини в Их самой чистой, наивысшей и мощной форме.

Можно рассматривать мантру и янтру как своего рода благодать. Таким образом, Богиня наделила некоторых духовно развитых людей в Шривидья культе такими совершенными проявлениями Себя. Как объяснялось в части I, мантра и янтра не выставляются напоказ. Это означает, что хотя они и могут быть доступны непосвященным (в настоящее время мантры широко доступны в печатном виде, а янтры встречаются во многих книгах и храмах), их сила зависит от их передачи индивидуальному адепту духовными наставниками (гуру).

Непосвященным и духовно неквалифицированным людям бесполезно заниматься мантрами или янтрами; реальность Богини и Ее врожденная сила не будут реализованы. Бхас-карарая говорит:

Преданность непосвященного внешнему проявлению [Шривидьи], лишенная уместности, подобна безжизненному телу или марионетке без ниточек.

Соответствующая духовная квалификация, необходимая для извлечения пользы из сущностной силы Богини в форме Ее мантры или янтры, требует серьезной духовной подготовки под руководством гуру, в течение которой адепт изучает значение мантры и янтры. Сила мантры остается латентной, покуда практикующий не начинает понимать ее особое сакральное значение. Во время подготовки к посвящению гуру передает это значение своему ученику.

Это наставление, которое вводит адепта в «элитную форму духовности, связанное с понятием благоприятной кармы, приобретенной в течение бесчисленных предыдущих рождений», достигает своей кульминации в изощренном ритуале, в котором наставник передает ученику мантру Шривидьи. Это высшее откровение Богини делает Ее полностью доступной посвященному. В этот момент гуру может также передать ученику физическую форму Шри-чакры для его или ее личного применения в садхане.

Узнавая значение мантры, ученик сначала учится понимать и ценить тот факт, что мантра (или янтра) — это абсолютное выражение Богини. Начиная с такой установки, адепта подготавливают впоследствии к пониманию эзотерических или мистических значений отдельных частей мантры (или янтры) и ее полное соответствие другим символам или выражениям высшей реальности в индуистской традиции.

Таким образом, ученик под руководством гуру учится различать в мантре каждый аспект космологической, духовной и экзистенциальной истин. Как и в случае с Именами Богини, здесь также тайные значения сакрального выражения искусно выявляются. Каждый слог мантры, каждая линия и оттенок янтры наделяются смыслом (или наполнены смыслом, в зависимости от точки зрения) и постепенно впитываются адептом по мере продвижения в садхане и использования мантры.

Один из способов относиться к мантре как к вместилищу всей реальности, согласно Бхаскарарае, — это видеть в ней семя, в котором потенциально содержится целое, полностью выросшее растение. «Подобно тому, как дерево баньян помещается в своем семени, так же [мантры] содержат в себе все, и сами по себе совершенны».

Творение движется от мантр-семян к языку (в особенности, санскриту), затем к другим языкам (которые, согласно брахманической традиции, все произошли от санскрита), к другим звукам, и, наконец, ко всем звукам мироздания. Повсюду во вселенной, мантры-семена существуют как сущностная форма или энергия реальности.

Чтобы увидеть, как Шривидья-мантра интерпретируется в качестве содержащей всю полноту и сущность высшей реальности, давайте посмотрим, как последователи традиции культа Шривидья различают в Шривидья-мантре присутствие Гаятри-мантры, мантры из Риг-веды во славу солнца, «самый священный отрывок самого священного писания».

Шривидья-мантра состоит из пятнадцати слогов, не несущих никакого буквального смысла: ка, э, и, ла, Хрим, ха, са, ка, ха, ла, Хрим, са, ка, ла, Хрим. А Гаятри, с другой стороны, состоит из гораздо большего числа слогов и имеет буквальное значение: она восхваляет солнце. По мнению Бхаскарараи, каждый слог Шривидья-мантры содержит один или несколько слогов из Гаятри, и, следовательно, Гаятри присутствует в Шривидья-мантре. Он перечисляет соответствия, соединяя определенные звуки в две мантры; например, ка=тат, э=савитур варениям, и=бхарго дэвасъя дхи, и т.д .

Шривидья-мантра также делится на три части, или три вершины (кути). Подобно тому, как мы находим космологические, мистические или медитативные триады, скрытые в Имени Трипура-Сундари, также каждая вершина мантры сравнивается с космологической, духовной динамикой. Одна из вершин связана с силой речи, другая — с силой желания, и третья — с шакти как с основой мироздания.

Брахма, Вишну и Шива; луна, солнце и огонь; три гуны (саттва, раджас и тамас) — этии другие триады отождествляются с тремя вершинами. В этом смысле трехвершинная мантра считается соотвествующей космосу или же космос представляется включенным в три части мантры.

Считается также, что мантра имеет шесть эзотерических или мистических значений (артха). Бхаскарарая описывает их следующим образом:

Первое значение заключается в том, что мантра тождественна Великой Богине, Трипура-Сундари; второе — в том, что мантра тождественна пяти основным элементам и тридцати шести таттвам (составляющим Мироздания); третье — отождествление с Я (атманом), гуру и Шивой, которые символизируют три «вершины»; четвертое — отождествление мантры с планетами, чувствами и их объектами, а также с материальным и духовным мирами; пятое значение состоит в том, что мантра связана с чакрами в теле; а шестое —в том, что в высшем смысле все есть одно целое и что мантра и все, с чем она сопоставляется, сосуществует в неделимом единстве.

Шри-чакра, янтра Богини Трипура-Сундари, неразрывно связана со Шривидья-мантрой и занимает такое же центральное положение в культе Шривидья. Янтру следует представлять в уме или же поклоняться ей в физическом виде. Как и мантра, янтра не является сокращенным или схематическим изображением антропоморфической Богини. Шри-чакра — Сама Богиня в завершенной и непосредственной форме; она полностью содержит и выражает Ее.

Подобно мантре, Шри чакра — самооткровение, самовыражение Богини в самой Ее сущностной форме. Как сварупа (собственная форма) Богини, включающей в себя всю реальность, все присутствует в Шри-чакре; всю реальность и саму природу реальности можно прочесть с ее помощью. Если мы думаем о мантре как о выражении высшей реальности (Брахман) в форме звука, тогда можно рассматривать Шри-чакру как саму форму Брахмана в схематической или образной форме.

Чакра, по сути, состоит из девяти треугольников, пять из которых смотрят вниз и четыре — вверх (в некоторых случаях пять смотрят вверх и четыре — вниз). Треугольники пересекаются друг с другом, создавая множество дополнительных треугольников;
эти последние, в свою очередь, располагаются внутри восьмилепесткового лотоса, который находится внутри лотоса с шестнадцатью лепестками; лотосы окружены четырьмя кругами; и все вместе находится внутри четырех ворот, начертанных тройной линией.

В самом центре Шри-чакры находится точка, бинду. Шри-чакра выражает сущностную природу высшей реальности как взаимодействие или взаимное присутствие Шивы и Шакти, мужского и женского, потенциального и действительного. Бинду в центре олицетворяет Их абсолютный союз и тождественность, в то время как вся остальная чакра представляет собой Их эволюцию в пространстве.

Пять направленных вниз треугольников символизируют Шакти, а четыре, направленных вверх — Шиву. Пересечение треугольников олицетворяет слияние, взаимодействие и взаимовлияние этих двух сил. Преобладание Шакти в таком представлении чакры указывает на Ее главенствующую роль в процессе созидания. На каждом лепестке каждого лотоса восседает женское божество. Эти шакти — спутницы и защитницы центральных Божеств — Шивы и Шакти — в Их союзе в бинду.

У внешних ворот также присутствуют сопровождающие божества, которых часто связывают с сиддхами, духовными или магическими силами, или совершенствами, приобретенными садхакой на духовном пути. Как правило, сиддхи, связанные с внешними божествами, менее мощные или же легче приобретаемые, в то время как сиддхи, имеющие отношение к внутренним Божествам, труднее всего достичь и они обладают самым большим духовным потенциалом.

Шри-чакру можно читать, двигаясь от центра к внешним воротам или, наоборот, от внешних ворот — к центру. В первом случае, сотворение мира представляется как движение от центра вовне. Такая последовательность называется сриштикрама. Практикующий отождествляет себя с разворачивающейся вселенной и ощущает свое собственное духовное мастерство и осознание расширяющимися вместе с космосом.

В движении наоборот садхака представляет постепенное растворение космоса и его реинтеграцию в безымянном бесформенном бинду. Эта последовательность называется самхаракрама, и в этом процессе садхака представляет свое собственное растворение и постепенную реинтеграцию в Едином, представленным бинду.

В обоих случаях Шри чакра читается как схематическая передача собственного духовного путешествия. В каждом случае упражнение, совершаемое ритуально, считается духовно преображающим.

В культе, Шри-видья мантра и Шри-чакра интрепретируются как два различных выражения одной и той же Богини. В обоих случаях утверждается полное выражение Самой Богини, и что каждое из этих выражений — мантра и янтра — раскрывает сущностную динамику космической эволюции и растворения.

В ритуальном контексте мантра и янтра взаимосвязаны и усиливают действие друг друга. Справедливо заметить, что в культе Шривидья Богиня Трипура-Сундари наиболее ярко и полно раскрывается, когда духовно зрелый адепт произносит Ее мантру с внутренним осознанием Ее тонкого смысла и сооружает Шри-чакру с помощью воображения или же фактически.

Ясно, что другие Махавидьи представлены во многих тантрах и тантрических собраниях таким образом, что Их мантры и янтры оказываются на первом месте по степени важности. Каждая Богиня тесно связана с этими выражениями и ритуально «присваивается» во всей Ее мощи посредством этих «приспособлений».

Главенствующую роль мантры и янтры в поклонении Трипура-Сундари, особенно в Шривидья культе, не следует воспринимать как нечто своеобразное. Их использование типично для тантрической садханы. Акцент, который делается на мантре и янтре, также подчеркивает тот факт, что Трипура-Сундари, а также другие Махавидьи могут быть полностью реализованы, осмыслены и выражены экзистенциально индивидуальными садхаками в ритуальном контексте.

Богини рождаются, по сути, из садханы. Их реальность неразрывно связана с опытом Их почитателей, вдохновляемых ритуалом.

Д. Кинсли «Десять Махавидий»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.